СТАРОКОНСТАНТИНОВСКИЙ СВЯТО-КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ


Адрес: Хмельницкая обл., г.Староконстантинов, ул.И.Федорова, 34. Тел.: (03854) 2-25-80.

Настоятель – игумен Иоасаф (Горкавчук).

СТАРОКОНСТАНТИНОВСКИЙ СВЯТО-КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ



Крестовоздвиженский монастырь состоит комплекс строений, ядро которого составляет высокая башня-донжон, что стоит в 25 метрах от берега реки Случь. Высота башни 35 метров, в которой насчитывается семь ярусов. Окна башни разные: стрельчатые, арочные, прямоугольные.. Кроме оконных проемов в ней находятся и бойницы, что амбразурою повернуты внешне. Исследователь В.Пероговский высказал следующую мысль, что башня каменная, четырехугольная с амбразурами для пушек, по всей вероятности была построена раньше второй половины ХVI века. Это предположение можно пояснить тем, что интерьеры православных и католических храмов отличаются и первоначальный храм,построенный приблизительно в 1570 году был перестроенный в католический стиль.
Крестовоздвиженский храм - один из шести храмов, которые были построены в этом небольшом местечке. Храм был каменный, но на его строительство пошло достаточно много денежных средств. Можно предположить, что князь Константин Острожский положил на него миссию основной святыни города. Церковь строилась как храм, но в нужный момент могла быть использована, как оборонное сооружение при нападении неприятеля, где могли спрятаться люди за большими толстыми стенами, надеясь, что стены и Господь защитит их от напрасной смерти. Таким образом, Крестовоздвиженская церковь была неотъемлевой частью крепости города. Храм был построен в романо-готическом стиле и как православный просуществовал до 1608 года, то есть до смерти Василия Константиновича Острожского. С этого времени город переходит преемнику окатоличенному сыну Яну-Ивану Острожскому, который перестроил церковь по требованиям того времени и передал ее католикам-доминиканцам.
Рядом с храмом стояла сторожевая башня, высотой 35 метров, служившая оборонным пунктом.
Известно, что казаки во время освободительной войны Богдана Хмельницкого, пребывая в городе, полностью разграбили католический монастырь. И это не удивительно. Шла война, и в украинском народе была большая ненависть к католикам, что они не воспринимали храм, как чужую святыню, тем более отобранную у православных.
С северной стороны башни присоединялось строение другого храма. Какого, неизвестно. Известно, что состояние церкви внешнее и внутреннее в период XIX века по церковным документам имелись: библиотека, архив, хозяйственное имущество, земельные владения и т.д. А именно, в период конца ХVIII - началу XIX вв. здесь находились шесть алтарей. Над главным входом на двух каменных столбах находился хор, где был расположен музыкальный "новый орган". По обоих сторонах костела находились 12 лавок, что освещались 10 окнами. Под полом храма находился склеп, где размещались захоронения. В центре южной стены находились двери, которые вели в чаcовню под башнею, которая освещалась четырьмя окнами. Здесь находился алтарь святого Винсента (?). С помещения костела находились двери входные в ризницу, а из ризницы на галерею, где стояли четыре исповедальницы. В конце галереи, около дверей, что вели во двор, находилась часовня апостола Тадеуша, освещающая двемя окнами.
Таким, в общих чертах представляется перед нами комплекс объемов и помещений Марийского костела доминиканского монастыря.
Крыша храма была покрыта белым железом, на которой сверху находился крест.
Само строение обители была каменной, двухэтажной с подвалами. Храм соединялся подземным ходом с замком. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, которые ведутся летом ежегодно на территории замка и монастыря.
В период средневековья в католических и униатских храмах часто велись исторические летописи, по которым сегодня можно написать историю храма и прилегающих земель. Так, например, такая летопись велась В Сатановском Свято-Троицком монастыре, где пребывал орден василиан. Очень жаль, что на сей день нам неизвестно, велась ли такая летопись о Крестовоздвиженском монастыре, а если и велась, то нам - неизвестно.
Известно, что князь Ян-Иван Острожский передал все строение храма католикам-доминиканцам, далее известно, что сей храм был переименован в костел и переосвящен во имя Пресвятой Девы Марии епископом Луцким и Брестским Франтишком (Кобельским) 2 июня 1740 года после пожара. Дата пожара неизвестна.
После третьего разделения Польши территория Волыни перешла в состав Российской империи. В 1831 году монахов-доминиканцев было вывезено из территории монастыря, храм были закрыт,а все имущество было передано православному духовенству.
После передачи строения православной Общине настоятель местной соборной Свято-Успенской церкви протоиерей Никифор Пахалович соорудил в бывшем костеле иконостас, престол и по освящении весной 1837 года в храме было возрождено православное Богослужение, но на короткое время. По причине неустойчивых Богослужений и постоянно сжатого воздуха в церкви приводило к повышению влажности, епархиальное управление издало Указ о приоостановлении в ней Богослужения, закрыть храм и отдать его в управление местной полиции. Таким образом в июле 1838 года храм был закрыт. На протяжение 14 лет храм находился в опустошении, а в монастырском корпусе находилась тюрьма, затем здесь жили младший священник Свято-Успенского собора, диакон и псаломщик, позже размещалась инвалидная команда и разные мастерские прусского военного полка принца Карла. Те и другие настолько сильно разорили святыню, что от него не осталось ни кровли, ни икон, ни дверей, ни прекрасной резбы с позолотой и т.д. Оставили лишь после себя разрытые катакомбы, выброшенные кости покойников из гробов и святой престол перекинутый.
В 50-х годах XIX столетия заброшенный храм начали отстраивать. Толчком этому послужила история чудесного исцеления маленькой дочери местного священника Свято-Успенской церкви Никанора Карашевича. Это было в 1852 году. Трехлетняя девочка заболела эпилепсией. Болезнь была смертельной и надежды на выздоровление врачи не давали. 14 суток больная пролежала без памяти. Убитый горем священник Никанор день и ночь молился перед иконой Распятия Иисуса Христа в соборе, которая в данный момент времени находилась в храме Успения Пресвятой Богородицы, и дав обет построить храм-собор и возвратить святыню назад, если дочь выздоровеет. Совершилось чудо - дочь выздоровела, а счастливый отец с большим вдохновением взялся за возрождение собора.
Денежные средства на возрождение было собрано местными жителями. Что интересно, свои пожертвования принесли также и поляки-католики.
Настоящим чудом стала помощь военных. Летом 1853 года в городе останавливается Полтавский пехотный полк, который следовал в Севастополь, и его командир, полковник Константин Дмитриевич Головачевский, человек верующий и благочестивый, взял на себя заботы православной Общины и привлек своих солдат к отстроению храма. 13 сентября 1853 года монастырский храм был переосвящен в городской Свято-Крестовозд-виженский собор Честного Животворящего Креста Господнего.
В 1860 году государственной казной было выделено на реставрацию храма около 30.000 рублей.
Новый проект В реставрации храма был заложен в 1871 году профессором архитектуры из Санкт-Петербурга Е.И.Жибером.
По его усмотрению, собор должен быть реконструирован и перестроен в российском стиле. Сей стиль Византии - деформированный и приспособленный к местной русской архитектуре предусматривал строение внешне высокого храма, но в середине он должен быть низким, с пятью куполами, соединенным с колокольней в одном строении. Такая архитектура храмов была отличительной от украинской, которая предусматривала трех-верхность в одной линии - символ Триединого Бога.
Проект архитектора Е.И.Жибера был принят Святейшим Синодом. Храм стали перестраивать и отстраивать, но не полностью за проектом по возможности и наличности денег.
И тут наступила проблема. Не понятно почему. С апреля 1873 года по 1880 Крестовоздвиженская соборная церковь ремонтировалась подрядчиком Мурашкою на казенные деньги. За короткое время были разворованы деньги и большого церковного имущества, даже сняты колокола, один из которых весил 43 пуда и неизвестно каким-то образом попал в село Мацевичи Великие в Свято-Рождество-Богородичный храм Изяславского уезда, а два других были положены в неведомом месте. Церковную землю возле речки Случь завладела мещанка города Абамелек.
При храме существовали две церковноприходские школы. Первая была открыта в сентябре 1885 году священником Йларионом Гутовским, на его же средства существовавшая, в которой он же был учителем. С 24 сентября 1891 года учителем этой же школы стал выпускник Волынской Духовной Семинарии Йринарх Табаковский.
Другая школа находилась в селе Григоровка, открытая в октябре 1885 году настоятелем соборного храма протоиереем Никанором Карашевичем и содержалась на средства крестьян, а учительницей была Ольга Иосифовна Главинская, которая закончила курс Житомирского Духовного Училища. Также при храме с 1870 года существовало Свято-Крестовоздвиженское Православное Братство, при котором находился книжный склад и женская Община.
После отстройки и реставрации собора началось Богослужение, ко¬торое велось приблизительно до 1917 года.
Октябрьский переворот 1917 года принес Украине беду, разруху и наступление на религию. Закрывались и уничтожались храмы и их святыни. Не миновала судьба и собора. В период гражданской войны в колокольню попал артиллерийский снаряд, который разрушил часть храма, а затем и весь храм.
До 1932 года периодически в храме совершалось Богослужение, а дальше его закрыли.
Во время Великой Отечественной войны в подвалах храма находилось немецкое гестапо.
После войны, с 1945 по 2002 годы на территории монастыря размещался райотдел милиции.
После освобождения помещений районным отделом внутренних дел по благословению архиепископа Хмельницкого и Шепетовского Антония (Фиалко) было решено открыть здесь женский монастырь. Таким образом, совершилась мечта всех верных Православию. 7 февраля 2003 года совершился Крестный ход православного духовенства и прихожан от Свято-Рождества Богородицы храма до монастыря. В разрушенной церкви был отслужен молебень и с благословением правящего архиерея, архиепископа Антония, в помещении, где находилась милиция, переселились инокиня Гликерия с сестрами-послушницами, которые стали первыми ласточками будущей святыни с миссией исполнения всех подготовительных работ для открытия женского монастыря.
В связи с тем, что церковное строение требует полного ремонта и реставрации, епархиальное управление решило передать сей храм в мужские руки.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 26 июля 2004 года Свято-Крестовоздвиженский монастырь был преобразован в мужской.
Совсем недавно на полуразрушенных стенах Крестовоздвиженского собора появились два едва заметных образа. Местные исследователи пытаются объяснить сие
чудо и не находять однозначного ответа. Ведь эти лица святых, изображенные на фресках, которые когда-то украшали храм. Это и есть „Знак Господний”, который есть
сигналом возрождения собора. На сей день обитель возрождает территорию, храмы, православные святыни и традиции.




 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU