СВЯТО-МАКАРИЕВСКИЙ СОБОР
Настоятель — архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп (Осадченко).
С 1962 года и по сей день кафедральным собором Полтавской епархии является Свято-Макариевский храм.
В начале ХХ века никто не мог даже представить, что небольшая приходская Макариевская церковь на окраине, называемой Берековкой и еще – Голодрабовкой (последнее название говорит о многом!), когда-то станет главным кафедральным собором.
Не суждено было увидеть этот храм при жизни и тому, на чьи средства была возведена святыня. Главным меценатом строительства церкви был полтавский купец второй гильдии
Л. В. Колесников. Лев Васильевич и его жена Анастасия Ивановна оставили после себя светлую память, увековеченную в храмах Полтавы. Достоверно известно, что на их средства был также сооружен и содержался храм в честь Святой Троицы на Сенной площади, в котором эти знаменитые полтавчане и были похоронены.
Большие средства благочестивое семейство оставило, согласно завещанию, и для возведения Макариевской церкви, которую построили в 1903 году, через два года после смерти благодетеля. В 1904 году храм освятил Преосвященный Иларион, епископ Полтавский и Переяславский, в честь преподобномученика Макария, Переяславского, Овручского и Каневского чудотворца.
В 1907 году в маленьком храме освящен еще один придел — в честь пророка Божия Илии. Об этом свидетельствует стоящий внутри простого деревянного престола крест с надписью: "Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Сооруженъ сей Святый Престолъ въ честь и память Святаго Пророка Иліи при державе Благочестивейшаго Императора Николая 2-го, при Епископе Іоанне, иждивеніемъ прихожанина Иліи Константиновича и женою его Агафіею Исидоровною Радченковыми. Освященъ сей Святый Престолъ съ благословенія Епископа Полтавскимъ градскимъ благочиннымъ протоиереемъ о. Василіемъ Глинскимъ 1907 г. мая 12 дня при Настоятеле сей Церкви свящ. Иліи Феодоровиче Кущинскомъ, діаконе Василіи Запорожченко и церковномъ старосте Михаіле Андреевиче Шпилька. Мещане Анна Петровна Моргулева, Анна Кононовна Тестенкова".
Согласно пророчеству юродивого Кузьмы Ивашина из Горбаневки, жившего в 20-х годах прошлого века, Макариевская церковь в неизменном виде должна выстоять в тяжелые времена всяческих дьявольских искушений и распрей и встретить Спасителя в час Его Второго Пришествия.
Именно этот блаженный предрекал митрополиту Григорию (Лисовскому), что Макариевский храм со временем станет кафедральным, поскольку почти все церкви города будут уничтожены. Это пророчество объясняет то большое удивление, которое вызвало духовное завещание митрополита – похоронить его не вблизи центрального в то время Успенского собора, а под алтарем Берековской церкви.
Есть Промысел Божий и в том, что Горбаневская чудотворная икона, которую после разрушения в 1936 году Горбаневской Рождество-Богородичной церкви некоторое время укрывали благочестивые миряне, в конце концов нашла приют именно в Макариевской церкви. За исключением сравнительно небольшого отрезка времени (в 1949–1962 годах образ находился в Преображенском соборе, являвшемся тогда кафедральным), святыня постоянно находилась и находится сейчас в Макариевском храме.
В 30-х годах, когда на всех уцелевших храмах города висели "безбожные замки", Макариевская церковь действовала. Но в ней часто менялись священнослужители, поскольку как "враги народа" время от времени бесследно исчезали. К сожалению, нам не удалось узнать имен их всех, ибо служить им приходилось очень недолго, а документы регистрации до нас не дошли.
В Великую Пятницу 1937 года иеромонах Ефрем (фамилия неизвестна) служил при выносе Святой Плащаницы и готовился встретить вместе с прихожанами Великую Субботу. Но этому помешал арест священника. А потому тягостной тишиной встретила Полтава Пасхальные Праздники в том страшном году. Впервые за всю многовековую историю города в нем безмолвствовали колокола. В Пасхальную ночь куличей не святили, прихожане печально разошлись по домам. Власть, однако, церковь не отбирала, а только лицемерила: найдите, мол, священника – и служите. Ключи от храма были у старосты.
Чуть позже назначили батюшку из Харькова, который прослужил от праздника Вознесения Христова около месяца. Позже Макариевская церковь опять замолчала. В 1938 году на Крещение колокола зазвонили, но длилось это недолго – всего месяц. Потом – снова тишина. Еще позже храм превратили в сахарный склад, но, к счастью, это ему не повредило, поскольку мешки лежали на полу. Алтарь, слава Богу, не тронули...
В сентябре 1941 года немцы оккупировали Полтаву и развесили листовки: "Отныне – свобода религии!". 14 октября, на праздник Покрова Божьей Матери, после продолжительного, почти двухлетнего, перерыва, совершилось первое долгожданное праздничное богослужение...
Волна храмовых разрушений во времена так называемой хрущевской оттепели обошла Макариевскую церковь, – наоборот, после сноса в 1962 году Преображенского собора она получает статус кафедрального храма. Несколько реставраций не изменили его изначального вида. Ни стихии, ни человеческая несправедливость не смогли ему навредить.
← СВЯТО-ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР | СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СОБОР → |
---|