СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Адрес: г. Донецк, пл., Соборная,1. Тел.: (062) 337-71-80.
Настоятель – протоиерей Петр Устименко.

alt


Спасо-Преображенский кафедральный собор давно уже стал одним из самых главных украшений шахтерской столицы. Построенный без малого век с четвертью назад, Свято-Преображенский собор в 1931 году был взорван. И лишь несколько лет назад он был возрожден - преображенный, еще больше и краше прежнего.

Обязанный своим рождением принадлежавшему английским акционерам Новороссийскому обществу, Донецк всегда был русским, а потому - православным. Благодаря английской акционерной компании на компактной русской территории появились металлургический завод, каменноугольные шахты, железная дорога и рабочие поселки, в первую очередь - Юзовка. Англичане заботились о том, чтоб их акции приносили прибыль. Русская Православная Церковь этому не мешала (поскольку занималась преимущественно не суетными земными делами, а спасением человеческих душ), а потому получила поддержку. Впрочем, главную роль в развитии в Юзовке Православия играли все же не англичане, а наши предки.

В первые годы существования Юзовки православные испытывали большие трудности, связанные с отсутствием в поселке храмов. Первым православным храмом, прихожанами которого стали рабочие и служащие металлургического завода Новороссийского общества, был храм в честь Святителя Николая Чудотворца, (сейчас - улица Куприна Ленинского района). Деньги на его строительство выделил помещик Рутченко.

А в начале 1883 г. на деньги бахмутского купца С.А. Лобаса (около 3,5 тыс.руб.), "с возвратом ему их прихожанами", в Юзовке был построен православный "досчаный молитвенный дом во имя Св. Николая". Поговаривают, что брать деньги обратно Лобас отказался: "Совесть замучила".

Но жители Юзовки мечтали о своем соборе. И средства на его строительство были найдены. Причем уже осенью 1883 года. Тогда же в Юзовке усилиями прихожан началось строительство (вместо дощатого) каменного здания православной церкви. Для этого даже был специально построен кирпичный завод, который разместился в районе современного легкоатлетического манежа "Шахтер".

На благое дело жертвовали все - кто сколько мог. Помещик князь Ливен пожертвовал пять тысяч рублей, иконостас, стройматериалы на две тысячи рублей и 66 десятин земли для церковного причта. Такую же сумму - пять тысяч рублей - выделило и Новороссийское общество. Купцы Лобасовы пожертвовали две тысячи рублей деньгами и утварь. Еще три тысячи собрали жители Юзовки, в основном - торговцы. А заводские рабочие полгода отчисляли по копейке с каждого рубля заработка.

Всего удалось собрать 17 тысяч рублей. Бывший церковный староста - Иоанн Евграфов - подарил два дома: один - для священника, другой - для диакона. Храм строили каменный, на отведенной для этого князем Ливеном десятине земли возле базара.

Осенью 1883 года начались строительные работы, а уже в 1884 году здание собора было возведено. Затем велись отделочные работы. Освящение состоялось 2 ноября 1886 года.

Первоначально собор построили по типовому проекту архитектора Константина Тона, утвержденному Святейшим Синодом в 1830 году. Этот архитектор являлся автором храма Христа Спасителя в Москве. Свято-Преображенский собор и был похож на этот храм - с сохранением его пропорций, такой же кубической формы, с куполом.

Спустя несколько лет благодаря новым пожертвованиям к однокупольному зданию были пристроены колокольня, четыре купола, два боковых придела, два помещения для алтарей с юга и севера от главного алтаря, трапезная; собор обрел завершенный вид. Колокольня стала самым высоким сооружением в Юзовке. Зимой все помещения отапливались калориферными печами. Северный алтарь был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

Свято-Преображенский собор был одним из интереснейших и значимых сооружений Юзовки. Его можно было отнести к выдающимся произведениям архитектуры не только Донбасса, но и всего юга России.

Главным же было то, что собор являл собой источник духовного света, озарявший всю Юзовку.

В 1894 году Святейший Синод утвердил причет церкви из трех священников, диакона и трех псаломщиков. Священником Преображенской церкви изначально, с 1883 года, был А.Г. Матвиевский. Сын священника, он в 1861 г. окончил курс богословских наук в Екатеринославской Духовной Семинарии и свыше двадцати лет был священником Архангело-Михайловской церкви села Авдеевки Бахмутского уезда. По пути церковной службы пошли и девять его сыновей. Один из них, Евгений, после окончания Екатеринославской Духовной Семинарии стал служить вместе с отцом вторым священником Преображенской церкви Юзовки.

При Преображенской церкви велась летопись важнейших местных событий. Число прихожан Свято-Преображенского храма неуклонно росло и увеличилось с двух с половиной тысяч в 1892 году до двенадцати тысяч мужского и женского пола в 1913 году.

2 сентября 1893 года по инициативе священника А.Г. Матвиевского было проведено собрание энтузиастов по организации при Свято-Преображенском соборе православного братства. На этом собрании стало известно о выданном Екатеринославской епархией разрешении на открытие православного братства.

В уставе этого культурно-общественного объединения были записаны его задачи: укрепление в народе любви и преданности Православию, оказание помощи жителям местечка, искоренение пьянства, открытие "больниц для страждущих", столовых и библиотек, ясель и приютов, просвещение населения.

В Юзовке было много кабаков и трактиров, где рабочие проводили свой досуг и пропивали заработанные нелегким трудом деньги. Об этом писал в своем очерке "В шахте" Александр Куприн. Члены православного братства проводили большую работу по пропаганде трезвого образа жизни: они призывали прихожан давать обет пред святою иконою Предтечи и Крестителя Господня Иоанна не пить никаких горячительных напитков и быть примером другим. Братство проводило агитационно-пропагандистские кампании против алкоголизма, организовывало Крестные ходы по главной улице с показом "туманных" картинок на "волшебном фонаре" - фильмоскопе.

Православное братство при соборе играло большую роль в просвещении и образовании, имея в наличии несколько типов школ: начальные и средние, церковно-приходские и воскресные, а также читальни и библиотеки. Члены братства заботились о духовной жизни жителей поселка, учили и воспитывали детей, занимались благотворительностью, социальной помощью бедным, боролись с общественными пороками и людскими грехами. Они были успешны в этой деятельности прежде всего потому, что народ еще не был искусственно отлучен от Церкви и искал в ней Спасения…

А потом были революции, войны. И прежде всего - война человека с Богом… В 1928 году ударными темпами был построен кинотеатр "Комсомолец", закрывший собой собор от главной городской улицы. 11 декабря 1930 года Свято-Преображенский собор был обезгласен - лишен колоколов; позже была разрушена колокольня. А в 1931 году собор был взорван под предлогом получения строительных материалов. 18 октября 1931 года зампред Сталинского горисполкома подписал такую бумагу: "Отзыв. Выдан взрывному технику Всеукраинского отделения Взрывоенпрома тов. Кондратьеву Я.И. в том, что порученные ему взрывные работы по взрыву собора г. Сталино производились им технически грамотно и вполне хорошо, результатом чего получено до 80% годного стройматериала". После этого взорванный храм еще два года лежал в руинах…

Спустя много лет, на рубеже XX и XXI веков, к двухтысячелетию Рождества Христова, в глубине сквера, расположенного на месте бывшего Свято-Преображенского собора, возле нынешнего ЦУМа, была построена небольшая церковь Рождества Христова.

Решение о возрождении прежнего Свято-Преображенского собора было принято уже тогда, когда его взрывали. Безбожники могли превратить в развалины прекрасное здание. Но они были не в силах вытравить из душ людей благодарные, благодатные и радостные воспоминания о соборе, где эти люди венчались, крестили детей, избавлялись от пьянства, поминали усопших. Оставались миряне и священники, которые мечтали и молились о возрождении собора. И эти молитвы доходили до Бога, Который не бывает поругаем, как бы ни были поругаемы святыни. Именно Он, Сам Господь, решил, что Свято-Преображенский собор будет восстановлен.

В обыденном, земном смысле решение о возрождении собора было принято гораздо позднее. В 1988 году, в годовщину тысячелетия крещения Руси, о необходимости возрождения Свято-Преображенского собора в Донецке заговорили в открытую. А в 1992-м году, когда Донецкой кафедрой управлял епископ Ипполит, было принято совместное решение городских светских и церковных властей о выделении места под будущий кафедральный собор.

Было решено, что новый Свято-Преображенский собор будет воздвигнут по той же улице, что и разрушенный, - по улице Артема, называемой ранее Первой линией. Правда, за минувшие годы центр города удалился от металлургического завода, сдвинулся на север, поэтому и для собора было найдено новое место, ближе к центру. Местом этим оказался сквер имени М. Горького. Памятник пролетарскому писателю перевезли на территорию носящего имя Горького Донецкого медуниверситета. К слову, территория сквера имени М. Горького также связана с медицинским институтом. Как нам рассказала дончанка Гаянэ Чижина, в 1944 году, когда ее семья вернулась из эвакуации в Сталино, ее родителям, как и другим преподавателям Сталинского мединститута, выделили участок под огород - на этом самом месте. У Гаянэ Ионовны до сих пор вызывают содрогание воспоминания о том, как лопата в огороде натыкалась на человеческие кости. (Возможно, безбожное государство полагало, что медиков соседство овощей и человеческих останков нисколько не смутит…) Все дело в том, что раньше тут было кладбище. Оно занимало территорию протяженностью от улицы Артема до Крытого рынка. До войны это кладбище было городским. В годы оккупации немецко-фашистские захватчики здесь хоронили своих солдат и офицеров, а рядом, в здании школы № 2, в то время размещался немецкий госпиталь.

Согласитесь, храм на месте бывшего кладбища более уместен, нежели огороды, сквер или супермаркет.

После выделения участка под строительство собора это место было освящено правящим архиереем - епископом Ипполитом - был установлен крест. Но дальше этого дело не пошло. Экономика всей страны, в том числе и Донбасса, переживала не лучшие времена. От безденежья страдали как граждане, так и предприятия. А на бартере храм построить сложно…

Начало строительства собора связано с приходом на Донецкую кафедру архиепископа Илариона (Шукало). Новый Владыка увидел: земля в Донбассе - благодатная; народ - верующий, трудолюбивый и добрый. И новый архиепископ Донецкий и Мариупольский Иларион обратился за благословением на начало строительства собора к Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Владимиру.

- Не переживайте, - ответил Блаженнейший. - Молитесь. Господь нам дает по молитвам.

И Он, действительно, дал: послал способных и желающих помочь людей, а через них - и средства, необходимые для строительства. Рядом с будущим собором был построен храм-часовня в честь преподобного Сергия Радонежского - с тех пор молитва не прерывалась ни на один день.

Уже в конце 1996-го года был вырыт котлован и началось строительство фундамента. Новый вознесшийся над городом Спасо-Преображенский собор во многом повторяет внешний вид прежнего, взорванного: у него - тоже пять куполов основного здания и примыкающая к нему высокая колокольня. (Хотя нынешний -более монументальный, целостный, красивый и гармоничный.) Надо сказать, на территории Донбасса издавна строились православные храмы, архитектура которых была основана на сочетании средневекового русского зодчества с элементами европейской культуры. В основу образного решения заложена форма креста. С боковых фасадов храм вызывает ассоциацию с кораблем; это должно напоминать верующим о том, что Церковь - корабль, в котором они спасаются от житейских бурь, который ведет их к тихой гавани в Царстве Небесном.

Общая площадь собора - более 1000 кв. м, что позволяет ему одновременно вмещать в себя больше трех тысяч человек. Для церковного хора предусмотрен клирос, имеющий П-образную форму и лестничные входы. Значительная часть клироса может быть использована для дополнительного размещения четырехсот прихожан. В кафедральном Спасо-Преображенском соборе - четыре престола. Они освящены в честь преподобного Сергия Радонежского (нижний храм); мученика Виктора - правый придел; преподобного Иллариона Печерского - левый придел.

Верхний храм включает в себя 3 придела и, соответственно, здесь находятся три престола. У главного престола, посвященного Преображению Господню, совершаются важнейшие церковные службы, собирающие наибольшее число прихожан. Помимо верхнего, собор включает и нижний храм, посвященный Преподобному Сергию Радонежскому. Вход в этот храм - с юго-восточной стороны собора. Освящен в октябре 2004 года.

Колокольня собора - трехъярусная. Все ярусы соединены между собой лестницами. Третий может быть использован в качестве смотровой площадки. На третьем ярусе установлены часы. К слову, в Донецкой области лишь три храма имеют часы: Спасо-Преображенский собор в Донецке, Свято-Георгиевский собор в Макеевке и один из храмов основанного схиархимандритом Зосимой монастыря в селе Никольское. Завершается колокольня продолговатым куполом со шпилем, крестовое яблоко которого находится на высоте 73 метров от земли. Благодаря своей собственной высоте и тому, что находится на гряде, собор виден из большинства районов Донецка и даже из Макеевки.

Малиновый звон колоколов слышен на всю округу. Звонница располагается на втором ярусе колокольни. Колокола для собора изготавливали в литейном цехе Донецкого металлургического завода, на участке литья колоколов. Руководил работами колокольных дел мастер Сергей Самойлов, получивший за это церковный орден. К слову, изготовленные Сергеем Викторовичем и его коллегами колокола звонят и в Греции на Святой Горе Афон, и в Оптиной Пустыни, и во многих других местах. А на звоннице Спасо-Преображенского собора колокола были установлены в 2004 году; освящал их специально для этого приезжавший в Донецк Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир.

Входные порталы собора сделали мозаичными: из металла и высококачественных пород дерева. Покрытия куполов, крестов, их пьедесталов и подкрестных яблок изготовлены из меди с позолотой.

Внутри храм не менее впечатляющий, чем снаружи. Здесь предусматривается монументальная настенная живопись (фрески), три красивейших резных иконостаса с частичным золочением и станковой живописью. Латунные светильники, люстры, художественная керамическая плитка для пола, оконные витражи - все выполнено по индивидуальным заказам. Отделка цоколя и лестницы на паперти сделаны из гранита. Под церковным залом и папертью находится цокольный этаж, где располагаются десятки помещений различного назначения, которые обеспечивают функционирование собора. Это - читальный зал, книгохранилище, архив, большой конференц-зал, трапезная на 50 мест, просфорня и другие.

Здесь же - воскресная церковная школа и баптистерий - место для принятия крещения в полном соответствии с церковными канонами (с полным погружением в воду).

В 2002 году жители Киева подарили Донецку бронзовую статую Архистратига Михаила, до этого стоявшую на площади Независимости в Киеве. Это - ответный дар киевлян в благодарность за копию пальмы Мерцалова, которую Донецк подарил Киеву летом 2001 года. Статуя установлена у входа в собор.

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU