КОРЕЦКИЙ СВЯТО-ВОСКРЕСЕНСКО-ТРОИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Ровенская обл., г.Корец, ул.Киевская,56.
Настоятельница – игуменья Рафаила (Ильчук)


Корецкий женский монастырь расположен среди живописной природы Волыни, над рекой Корчик, В небольшом украинском городке Корце Ровенской области.
В Х1-ХIII вв. Волынь была одной из самых значительных и сильных южнорусских земель. Здесь проходил торговый путь из Киевского Поднепровья в Западную Европу; через Волынь шли из Киева паломники в Иерусалим, Константинополь и на Святую Гору Афон.
В 1064 году первый игумен Киево-Печерского монастыря Варлаам, совершая паломничество по святым местам, основал на северном полуострове Корецкого Тригорья женскую обитель и посвятил ее Благовещению Пресвятой Богородицы. Эта обитель стала именоваться Корецким Благовещенским девичьим монастырем.
В ХIII веке Волынь, как и вся Русская земля, подверглась разрушительному нашествию монголо-татарских орд хана Батыя.
После разорения татарами обитель начала восстанавливаться. Вновь отстроенный монастырь принял вид неприступной крепости, с мощной оборонительной стеной и 15-ти метровым рвом с водой. Обитель была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре она настолько укрепилась, что приняла участие в строительстве Почаевского монастыря, передав в его пользу в 1274 году 221 тысячу злотых.
В ХIII-ХV столетиях монастырь-крепость выдержал многочисленные жестокие нашествия крымских татар. Но в 1496 году после двухнедельной осады обитель была разрушена крымским ханом Менгли-Гиреем. В последующие три века лишь руины свидетельствовали о некогда бывшем здесь Корецком Успенском девичьем монастыре.
В 1571 году князь Корецкий Евфимий принимает решение о восстановлении обители. Одной из побудительных причин к этому было желание князя укрепить Православную Церковь против усиливавших попыток польских католиков обратить в свою веру волынское население.
Дело князя Евфимия продолжил его сын - князь Иоаким. Он закончил восстановление Корецкого монастыря в 1579 году. Работа шла долго, поскольку ей активно препятствовали католики, руки которым развязал указ польского короля Владислава о насильственном присоединении к унии православных Волыни.
Князь Иоаким пожелал освятить монастырский храм в честь Воскресения Христова, так как Корецкая обитель буквально воскресла из пепла. За вечерним Богослужением была пострижена в монахини дочь князя Иоакима София, с именем Серафима, которая стала первой монахиней и игуменией нового Корецкого монастыря. Монашество приняла и другая княжна - Анна, получившая имя Анастасия. Так возродился и начал новую жизнь Корецкий Свято-Воскресенский женский монастырь.
В 1596 году была заключена Брестская уния, и в течение последующих 20 лет из 57 православных монастырей остались лишь 9 мужских и один женский – Корецкий. Обитель вела антикатолическую деятельность и вскоре стала оплотом Православия на Волыни. Здесь находили прибежище монахини, изгнанные униатами из других православных монастырей.
Со временем Воскресенский монастырь уже не мог вмещать всех новых насельниц, и в 1620 году игумения Серафима при содействии своего брата князя Самуила начала строительство нового храма и келейных корпусов. Однако, после смерти Самуила его брат Ян-Карл принял католичество и передал обитель католическим монахиням францисканского ордена. Сестры остались в старом Воскресенском монастыре.
В княжеском доме, в молельне, находились древние святыни рода Корецких - икона Божией Матери "Споручница грешных" и Ее чудотворная плащаница. Католики приказали князю Яну-Карлу вынести эти православные святыни. Князь сначала не соглашался, но вскоре уступил. Он предложил игумении Серафиме забрать иконы в монастырь. В четверг после дня Святой Троицы, в 1662 году монастырский Крестный ход во главе с игуменией и собором духовенства пришли в замок князей Корецких. Икона и плащаница были торжественно перенесены в Свято-Воскресенский монастырь. С тех пор в обители в день перенесения святынь торжественно празднуется в четверг по Пятидесятнице.
В 1628 году Корецкий монастырь посетил преподобный Иов, игумен Почаевский, который возвращался в свою Лавру с Церковного Собора, проходившего в Киеве. Он прожил в обители три дня, совершал Богослужение и беседовал с сестрами. Священники Корецкого монастыря также принимали участие в деятельности Собора.
В 1752 году униатский епископ Феодосий, понимая, что заставить принять унию насельниц монастыря не удастся, с помощью польских войск ввел В обитель униатских монахинь василианского ордена. Православные монахини вместе с игуменией Анной были изгнаны.
В 1795 году после поражения Польши Волынь была присоединена к России. Монахини Корецкого монастыря, 42 года ютившиеся на частных квартирах, обратились к епископу Слуцкому Виктору с прошением возвратить Свято-Воскресенский монастырь. Высочайшим Указом Екатерины II монастырь был открыт с причислением его ко второму классу и оставле нием при нем всех принадлежащих ему имений. Из старых сестер в живых осталось только пять, но вскоре обитель пополнилась насельницами из разоренных поляками монастырей.
В 1797 году Корецкий монастырь сильно пострадал от пожара. Огонь уничтожил храм и большую часть построек. Более двух лет сестры трудились на восстановление обители, и в 1800 году В день празднования иконы "Живоносный Источник" на Светлой седмице монастырь был освящен.
Во время Отечественной войны 1812 года Корецкий монастырь передал в помощь русской армии 10 тысяч рублей серебром из своей казны.
С каждым годом число насельниц монастыря увеличивалось и он уже не мог вмещать всех желающих спасаться в его священной ограде. В 1866 году, в ответ на прошение игумении Апполинарии, обители были переданы остатки Францисканского монастыря. 21 сентября 1880 года архиепископ Димитрий (Муретов) освятил новопостроенный храм во имя Пресвятой Троицы и келии, и благословил сестрам перейти в новый монастырь, а Свято-Воскресенский монастырь был обращен в скит. Здесь же разместилась школа-приют для девочек-сирот.
Анна Алексеевна Андро (первая невеста А.С.Пушкина), после смерти мужа поселилась в имении дочери вблизи Корца. Присутствуя на Богослужении в монастыре, она узнала, что здесь есть детский приют. С этого времени она взяла приют на свое попечение, и как благотворительница монастыря была похоронена у стен Свято-Троицкого храма.
По благословению архиепископа Тихона игумения Феофания начала строительство новой теплой церкви. Ее освящение В честь Рождества Крестителя Господня Иоанна состоялось 4 октября 1890 года.
В 1896 году со Святой Горы Афон Корецкому монастырю были подарены две иконы: Божией Матери "Скоропослушница" и архангела Михаила. Их написал монах Свято-Пантелеимонова монастыря Макарий, урожденец Корца. В 1897 году с Афона привезли икону святого великомученика Пантелеимона, на которую в обители возложили серебрянную ризу. В 1909 году по прошению игумении Феофании в Почаевской Лавре была изготовлена копия с чудотворной иконы Почаевской. В том же году Афон пожертвовал Корецкому монастырю икону Божией Матери „Герондисса” (старица или настоятельница).
В ознаменование XX века игумения Феофания решила построить в новом Свято-Троицком монастыре отдельную каменную колокольню. Ее освя-щение состоялось 21 ноября 1905 года в праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы.
По окончании гражданской войны, 1921 года, Волынь отошла к Польше. Это сразу использовала Римско-Католическая курия, возбудившая де ло о передаче Почаевской Лавры, Корецкого, Кременецкого монастырей и 132 православных храмов в ведение Римско-Католической Церкви. В течение 13 лет Корецкому монастырю пришлось отстаивать свою принадлежность Православной Церкви. В этот период политических и церковных нестроений великим духовным утешением для обители стала икона преподобного Иова Почаевского с частицей его мощей - подарок Почаевской Лавры.
Чудесным знамением Божия попечения о Корецком монастыре стало видение архиепископу Волынскому Алексию и его спутникам в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Они увидели Крест, сияющий в небе над обителью.
Судебный процесс в Париже, по вопросу принадлежности монастыря был завершен в пользу православных. Тогда польские католики попытались силой захватить монастырь. Но Господь не допустил этого. Польский поручик Адамкевич рассказывал, как Ангел Божий поразил его, ехавшего со "швадроном" конницы на разгон насельниц. После этого случая католики оставили монастырь в покое.
В годы Великой Отечественной войны обитель принимала посильное участие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Монастырь передал 2,5 тысячирублей на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского и более 16 тысяч в фонд обороны. Во время оккупации Западной Украины обитель служила убежищем жителям Корца.
В 1958 году советское правительство начало плановое закрытие монастырей и храмов. Были ликвидированы Кременецкий и Дерманский женские монастыри. Их насельницы перешли в Корецкий монастырь. Теперь здесь проживало 206 сестер.
Затем гражданские власти перешли к ликвидации Корецкой обители. Был силой захвачен келейный двухэтажный корпус. Власти добивались снятия настоятельницы Людмилы (Вельсовской), выдвигая против нее самые невероятные обвинения. Ценой многих усилий Патриарха Алексия I, митрополита Пимена (Извекова), будущего Патриарха, других архипастырей, а также игумении Людмилы была сорвана акция запугивания возможность подложного закрытия обители. Корецкий монастырь удалось отстоять.
Постоянное давление со стороны властей пошатнуло здоровье игумении Людмилы, и она попросила Патриарха о назначении заместительницы - инокини Надежды (Ильчук), с пострижением в мантию с именем Наталия. После кончины игумении Людмилы в 1970 году монахиня Наталия была возведена в сан игумении.
При игумении Наталии была разрешена прописка послушниц в монас тырь, проведены большие работы по строительству новых зданий: пекарни, бани-прачечной и других хозяйственных построек.
В июне 1984 года Указом Святейшего Патриарха Пимена Корецкому женскому монастырю была предоставлена ставропигия, то есть непосредственное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси.
В 1990 году игумения Наталия принимала участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором избирался новый Предстоятель Церкви. 10 июня настоятельница присутствовала на интронизации патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В 1990 году власти возвратили Корецкой обители здание монастырского сиротского приюта, в котором после ремонта открылась Воскресная школа. В школе преподают монастырские священники и сестры.
С 1992 года Волынскую землю захлестнули раскольнические движения, сопровождающиеся захватами храмов, разбоями и насильственным отторжением православного народа от канонической Православной Церкви. Чтобы укрепить народ в вере православной, был совершен Крестный ход с Почаевской иконой Божией Матери. Пройдя Тернопольскую и Ровенскую области, чудотворная икона в канун праздника Преображения Господня прибыла в Корецкий монастырь, где пребывала там три дня.
В 1994 году монастырю был возвращен Свято-Воскресенский Корецкий  монастырь. За годы пребывания в государственном распоряжении монастырь был доведен до развалин, а пожар 1990 года довершил разорение. Получив его в свое ведение, игумения Наталия начала восстанавливать древнюю обитель: завершено покрытие Воскресенского храма, который увенчан большим куполов.
Центр монастырской жизни - Свято-Троицкий собор. Он имеет пределы в честь Святой Троицы, Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Иова Почаевского. В Троицком соборе находится главная святыня монастыря - Корецкая икона Божией Матери "Споручница грешных". Корецкая икона Божией Матери является одним из списков знаменитого Одринского чудотворного образа „Споручница грешных”, от которой получил исцеление от страшных припадков двухлетний сын купца Почепина летом 1844 года. Жена Почепина просила отслужить ей молебень перед иконою „Споручница грешных”, находящейся в часовне, - и мальчик получил мгновенное исцеление.
К самой Корецкой иконе существует также много свидетельств о ее чудотворной и целительной силе. Происходит она из молельни князя Самуила Корецкого, которого замучили турки в 1622 году. Он был ревностным защитником Православия в украинских землях в годы насилия католиков и насаждения унии. Но после смерти князя-мученика и подвижника его брат предал истинное Православие, изменив вере отцов и стал латиняном. Римские монахи, взявшие опекать новоиспеченного католика, потребовали, чтобы он избавился от всего, что напоминало бы о Православии. Но князь Ян-Карл не посмел выкинуть или уничтожить старинные родовые святыни, а бережно передал их в Корецкий женский монастырь в четверг праздника Святой Живоначальной Троицы 1622 года. Таким образом в обители оказались икона Божией Матери „Спорушница грешных” и почитаемая Плащаница Богородицы, которая происходит из Иерусалима.
В специальном ковчежце покоятся частицы мощей Киево-Печерских угодников, частица мощей в иконе преподобного Иова Почаевского. А с левой стороны в храме помещена икона "Собор Киево-Печерских угодников", которая сейчас чудесным образом обновляется.
Богослужение и молитва ежедневно в Корецкой обители начинается в 5:00 утра, в 17:00 - вечернее. После службы сестры расходятся по келиям, где после вечернего правила их ждет отдых от дневных трудов. Но есть в обители место, где молитвословие не прерывается никогда. Неусыпаемая Псалтирь - так называется этот вид молитвенного делания в русских монастырях. Сменяя друг друга, сестры непрестанно днем и ночью читают Псалтирь за обитель, страну, за живых и усопших - за весь мир.
      

    

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU