ДЕРМАНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Ровенская обл., Здолбуновский р-н, с.Дермань. Тел.: 7-53-20
Настоятельница - Игумения Вероника (Зощук).

Возле древнего Кременца поднимаются Волынские Татры, которые тянутся на Северо-Восток и высокими холмами подпирают Полесье. Тут, В балках, под зеленным крылом Верховского леса раскинулось старинное село Дермань.
С Турецкой горы, которая защищает село от ненастных ветров, открывается живописный вид: холмы в зеленных шапках, покосы около речки, а за тополями - широкие поля. Над головой - высокое синее небо, а со всех сторон - бескрайние просторы земли. Дермань восхищает своей живописной красотой. Село раскинулось в низинах и на холмах, с которых открывается наилучший из всех окрестностях вид на Свято-Троицкий монастырь.
Центром монастырской жизни является храм Святой Троицы, построенный В восточном стиле барокко. Свято-Феодоровский храм - на втором этаже помещения, где находится трапезная. На север от Свято-Троицкого храма находится колокольня, бывшая крепостная башня, а возле нее бывшая учительская Семинария. Рядом - гостиница для паломников и колодец.
Вход в обитель только один - через колокольню. С южной стороны-большой двухэтажный корпус, на втором этаже которого находится храм во имя Казанской иконы Божией Матери, а за корпусом - сад и обрывистая стена.
В Древнем Памяннике, который долгое время сохранялся в монастыре и начинался с рода князей Острожских, написанном в первой половине ХVII столетия напротив имени князя Василия есть запись:”..который церковь и звоницу муровал и сам на закладанию был и всего монастыря Дерманского фундатор, преставился року от сотворения света (6958)" 1453 года. Значит средневековая непреступная крепость с глубокими подземельями начала свое существование с середины XV века.
Еще одно письменное упоминание про монастырь Святой Троицы относится к 1499 году. В этом году князь К.И.Острожский подарил монастырской церкви рукописную книгу "Поучений" с дарственной надписью. Константин Иванович Острожский, щедрый благотворитель и защитник Православия и благочестия, подарил также монастырю в 1507 году рукописное "Евангелие" в серебрянном окладе, позолоченные и серебрянные-потир (чашу), дискос, лжицу, крест со святыми мощами и несколько вещей церковной утвари.
С 1512 года в документах, которые сохранились в монастыре, упоминается об основателя монастыря. Следующим письменным документом,  который свидетельствовал основанием монастыря в ХVI веке есть пожертвование Еловицким рукописной книги "Апостол" в 1538 году.
В 1575-76 гг. управителем Дерманского монастыря был первопечатник диакон Иван Феодоров, а о 1602 года заканчивается фундация монастыря. Именно в этот период князь Константин Константинович Острожский завершил основание Дерманской обители и присвоил ей соответствующий статус.
По распоряжению князя Константина Константиновиче Острожского на пользу Святой Православной Церкви на расстоянии 20 верст и на протяжение 20 лет основаны две печатные типографии: Острожская и Дерманская. Давние типографии на Волыне не были случайным явлением. Они вызваны необходимостью - служить делу Православия и потребностям Православной Церкви. В Острожской типографии в 1581 году была напечатана первая книга "Библия" на церковнославянском языке, а Дерманская типография начинала свое основание около 1585 года. В 16О2 году князь Константин Константинович Острожский переносит в Дерманский монастырь часть оборудования типографии из Острога. В конце ХVI и вначале ХVII веков Дермань была одной из важных центров культуры Украины на Волыни, который являл своей просветительской работой в духе Православия.
В 1603 году в Дерманской обители начинают печатать богослужебную книгу "Октоих". Эта объемная в 326 страниц книга печаталась с апреля 1603 года по август 1606. Сей Богослужебный Сборник впечатляет своим оформлением: черенками, заставками, четким шрифтом, а также печатью, при которой использовались два цвета красный и черный. Книга издана на церковнославянском и украинском языках.
За пять веков существования монастырь пережил ряд существенных изменений: политических, военных, экономических и морально-духовных.
В годы советской власти монастырь продолжал свое существование, хотя отношение государства к Церкви заметно менялось. Расцвет антицерковной борьбы приходится на 20-30 годы, когда активно грабились церковные ценности, уничтожались и закрывались православные храмы и монастыри. С 1924 по 1941 годы Дерманская обитель переживает польское иго.
В 1944 году мужской монастырь с благословения Панкратия, архиепскопа Ровенского был расформирован, а сюда перевели сестер Зимненского монастыря. Много забот выпало на их долю. Сестры перекрыли новым железом колокольню, обновили церковь и корпус.
В конце 50-х годов ХX столетия игумению Евлогию перевели в Корецкий монастырь, а в Дерманский монастырь была назначена игумения Лукия из Житомирского Овруча. Вначале 60-х годов началась снова анти-церковная политика государства, так называемая хрущевская. В 1960 году советская власть закрыла монастырь, а монахинь перевели в Корецкий монастырь. Монастырское имущество было разграблено, а в стенах обители открыли восьмилетнюю спецшколу-интернат.
От многолетних духовных опустошений вновь возродилась Дерманская обитель. 30 августа 1991 года Здолбуновским районным советом народных депутатов было принято решение № 33 "О возобновлении деятельности бывшего монастыря Ровенской епархии Украинской Православной Церкви".
Попечением архиепископа Ровенского и Острожского Иринея в ответ на его рапорт 24 декабря 1991 года Киевский Собор постановил:"Благословить открытие Свято-Троицкого Дерманского женского монастыря Ровенской епархии и назначить монахиню Веронику (Зощук) настоятельницей названой обители с возведением ее в сан игумении.
На протяжение 90-х годов XX века на территории обители были проведены работы по ее благоустройству, обновлялись старые помещения, возводились новые. Был реставрирован на малые монастырские деньги храм Святой Троицы. В 1998 году была обновлена каменная колокольня. Постепенно Дерманская обитель превратилась в налаженное хозяйство, где есть все необходимое для нормального жизнеобеспечения ее сестер. Сегодня монастырь имеет десять гектаров земли, которая обрабатывается силами насельниц при поддержке и помощи местных сельскохозяйственных предприятий. Есть свое подсобное хозяйство, коровы, кони, работают свои пекарня и просфорня. На территории обители находится монастырская гостиница.
Трудами и молитвами настоятельницы и сестер монастыря, при помощи местных властей и благочестивых паломников Дерманская обитель восстановила свой первозданный вид.
Главными святынями, которые находятся на территории монастыря: икона преподобного Феодора князя Острожского с частицей мощей, икона святого великомученика Пантелеимона с частицей мощей, икона преподобного Иова Почаевского с частицей мощей, чудотворная икона Казанской Божией Матери.
Казанская икона Божией Матери вобрала в себе душевные молитвы нескончаемого потока богомольцев, которые паломничают сюда на протяжении многих столетий. Много лет сия икона находится в Дерманском монастыре, оставляя своеобразный эпицентр ее молитвенной жизни. Пре святая Дева покрывает всех беспредельным милосердием Своим, кто с верою обращается к Ней за всесильной помощью.
Про благодатный образ Богородицы следует привести маленький отрывок из "Волынского историко-археологического сборника," изданного в 1896 году. Профессор Н.Трипольский пишет:"В подлиной Дерманской монастырской описи 1776 года девятого января, по случаю ввода в настоятельскую должность Холмского епископа Максимилиана (Рыло), против сия иконы, выяснено, что она "от незапамятных времен слывет благо-датию чудес”, а В Древнем Памяннике монастырском против рода духовника Дерманского монастыря иеромонаха Аврамия, на поле, под именем Аврамий, киноварью отмечено: „Се азъ прийдохъ слепымъ до Дерманя, и прозрехъ у Святой Пречистой образу року 1636 июния первого… Не даром народ воздает должное поклонение этой Дерманской святыне и неизменно и твердо верует в ее чудодейственную силу и в настоящее время...”
Каждый год 9 августа Дерманский монастырь торжественно празднует память святого великомученика Пантелеимона. Праздничные торжества возглавляет правящий архиерей епархии, в богослужении котором принимают участие священнослужители при многочисленном стечении богомольцев.

 

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU