СВЯТО-ВОСКРЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Одесская обл., г.Теплодар, ул. Энергетиков, 38. Тел.: (048) 502-47-51
Настоятельница – игуменья Никодима (Чайковская)

 


Веб-сайт: www.yuzhnypalomnik.com

 

 


15 мая 1981 года на юге Украины в центральной части Одесской области, на землях Беляевского района, был заложен первый куб бетона, свидетельствующий, что здесь основан новый город с многообещающим названием Теплодар.
Промысел Божий уготовил рождение города весной, в пору юности и благих надежд. В пору светлых стремлений и творческих созиданий, в день памяти двух незлобивых братьев Бориса и Глеба. Святые князья Борис и Глеб, дети великого Киевского князя Владимира Святославовича, просветившего святым Крещением всю землю Русскую, приняли смерть в знак беспредельной любви ко Христу, в подражание его крестным мукам.
Рождение города связано со строительством здесь атомной станции. Поэтому и название свое он получил с намеком на тепло, которое будет давать людям атомная станция. Но тщетны усилия человека без воли Божьей. Строительство и снабжение, внезапно, в 1986 году было прервано аварией, происшедшей на Чернобыльской АЭС. Жизнь города остановилась. Блаженный Иероним писал: «все в мире управляется Провидением Божьим, и часто бывает, что, то, что считается нами за наказание, бывает лучшим врачеванием». Видно угодно было Богу, чтобы здесь, на Беляевской земле, обильно политой кровью мучеников, тепло в людские сердца шло не от источника атомной энергетики, а от источника Жизни Вечной. Чтобы слово «Теплодар» ассоциировалось с тихой, уютной, несуетливой, полной покоя и гармонии обителью. Чтоб тепло в людские сердца шло от горячей молитвы, возносимой матушками за весь мир. По преданию, в 30х годах здесь на Беляевских землях проходили расстрелы священнослужителей и репрессированных. А в годы Великой Отечественной войны здесь же расстреливали военнопленных, партизан, евреев, коммунистов.
Но вот исполнились времена и сроки. Закончился период духовного опустошения, и пришло время «собирать камни». В новых, невероятно трудных условиях, церковь стала возрождаться, продолжая свой исповеднический подвиг.
«Создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» - сказал Господь.
Годы гонения не убили веры в сердцах людей. Выпавшие на долю человека испытания утверждали его в вере. Город, начавший свое строительство без Бога в надежде на творение человека, испытав трудности, обратился ко Христу. 26 июля 1992 года в Одессу прибывает новый архипастырь - митрополит Агафангел (Савин). Служение владыки Агафангела можно характеризовать словами Спасителя: «Ревность о доме Твоем снедает Меня» (Ин.2,17). Слова Господа, говорившего о храме Соломона и благоговейном его почитании, превращенного фарисеями в «вертеп разбойников», относятся и ко всей Церкви Христовой, которая есть Дом Бога Живого, столп и утверждение истины. С приходом владыки Агафангела начинается эпоха больших преобразований, непрерывного созидания. Открываются старые и строятся новые церкви почти во всех городах и селах Одесской и Измаильской епархии, возрождаются монашеские обители, канонизируются святые.
В марте 1994 года благочестивые жители города Теплодара, радея о будущем, обратились с просьбой к ревностному архипастырю о создании православного прихода. 30 марта 1994 года благословением Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшим Агафангелом митрополитом Одесским и Измаильским утверждается устав православного прихода Свято-Воскресенской церкви в г. Теплодаре. Исторически еще не так давно, большая часть нашего народа - от детей до глубоких стариков, от царя и до последнего бедняка - старались жить благочестиво и праведно, соблюдая Заповеди Божьи, придерживаясь православных обычаев. Когда в 1837 году владыка Гавриил (Розанов) принял решение ходатайствовать перед Священным Синодом о создании в Одессе, первого в губернии, Архангела - Михайловского женского монастыря, его решение нашло отклик в сердцах городских властей и меценатов города. Они наперебой стали предлагать для этого свои поместья. Но вновь созданному православному приходу Свято - Воскресенской церкви, с ее священнослужителем о. Владимиром (Терлецким), суждено было еще пройти крестный путь запретов, гонения и отвержения, ибо без распятия нет и Воскресения. Многочисленные обращения прихожан к городским властям о выделении им для молитвы помещения либо земли под застройку наталкивались на волну атеистического равнодушия, насмешки и игнорирования. Бесплодные усилия не озлобляли людей, а усиливали молитву.
В апреле 1994 года владыка Агафангел освятил участок земли в районе ул. Энергетиков, 37 под постройку церковного здания. На месте освящения, при большом стечении народа, был водружен деревянный Крест. Однако в пользу православного прихода освященный участок тогда отдан не был. Но Господь сказал: «оружие воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор.10,4-5). Придет время и эта часть земли, освященная владыкой Агафангелом, будет отдана под застройку нового монастырского комплекса. А пока, продолжались бесконечные хождения по инстанциям. Как в дни первохристианства гонимая церковь Христова не имела постоянного места пребывания, так и Теплодарский православный приход скитался из одного помещения в другое, «ибо золото испытывается в огне, а люди угодные Богу, в горниле уничижения» (Сир.2 1-5).
5 августа 1996 года начальник управления облгосадминистрации по вопросам имущества области и инвентаризации В.Н. Пятов утвердил акт приема-передачи незавершенного строительства Дворца торжественных событий под размещение церкви. Однако проект отвода земельного участка в постоянное пользование православного прихода решением Теплодарского горсовета был утвержден лишь в октябре 2001 года с оговоркой: «без права строительства и ремонтных работ». Это в недостроенном здании без окон и дверей, не целевого назначения! Комментарии, как говорится, излишни. Разрушить всегда легче, чем созидать. Тем более созидать на руинах поруганных святынь, уничтоженной безбожием духовности. Возрождение общества немыслимо без возрождения монашеской жизни. Многочисленные монастыри были оплотом и твердыней истиной веры, откуда неустанно возносились к Престолу Всевышнего молитвы о мире и благоденствии царя, отечества, воинства и православного народа о небесном заступничестве за него и одолении врагов. Древнее, исконно русское название монахов - иноки, то есть люди, живущие иной, особенной жизнью, отличающейся от жизни всех остальных. Более 1300 лет назад преподобный Иоанн Лествичник выразился о монахах так: «Свет монахов суть Ангелы, а свет для человек - монашеское житие». В братолюбии, смирении и терпении несут они крест самоотречения, исполняя данный обет послушания, целомудрия и нестяжания. Эта истина была ясна митрополиту Агафангелу, когда он распоряжением по Одесскому епархиальному управлению от 10 февраля 2005 года принял решение о преобразовании Свято - Воскресенского прихода г.Теплодара в Свято - Воскресенский Теплодарский женский монастырь. Для несения послушания во вновь образованной обители владыка благословил определить семь насельниц Одесского Свято - Архангело - Михайловского женского монастыря.
Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви МП от 9 марта 2005 года (Журнал No.3) настоятельницей монастыря стала монахиня Никодима (Чайковская) с возложением на нее наперстного креста. 26 сентября 2007 года в день престольного праздника памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме за Божественной Литургией Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский возведет ее в сан игумении с вручением посоха. А пока, 10 февраля 2005 года в Одесском Свято - Архангело - Михайловском женском монастыре, был торжественно отслужен благодарственный молебен о призывании Святаго Духа перед началом всякаго доброго дела. Игумения Серафима (Шевчик), настоятельница Свято - Архангело - Михайловского женского монастыря, передала в дар вновь созданной обители чудотворный образ Гербовецкой Матери Божьей. Этот образ Матери Божьей был одним из первых пожертвований владыки Агафангела Михайловскому монастырю. Не легко было матушкам из благоустроенной обители, теплых келий переселится зимой в неотапливаемое помещение церковного здания с частично отсутствующими окнами и дверьми. Груды строительного и не строительного мусора. Дождь хлещет прямо по стенам, не имеющим отлива. Стены сырые, пораженные грибком. Неприветливо встретил Теплодар новую обитель. В газете Теплодарский вестник No.29 от 22-29 июля 2005 года появляется статья в духе времен атеизма: обращение жителей города против передачи в собственность монастырю здания ЗАГСа, (фундамент которого чудесным образом был промыслительно заложен в форме креста!).
В статье пишется: «обращаем Ваше внимание на то, что Теплодар - молодежный город! Здесь кипит жизнь и вдруг в центре города монастырь, унылый звон колоколов». И это надо пережить, перетерпеть, завоевать доверие израненных годами безбожия людей. Как заботливый отец владыка Агафангел пожертвовал обители напрестольное Евангелие, Крест с украшениями, икону преп. Матроны Московской с частицей мощей, икону святителя Николая, икону священномученника Павла Одесского, икону Собор Одесских святых.
Богослужебные книги: Минеи, Октоих, Постовую и Цветную Триодь, Ирмологий, Требники. Из продуктов пожертвовал: 2 мешка сахара, 2 мешка риса, картофель, лук. Из утвари: кастрюли, чайники, миски и ложки, стол, 2 кресла, ковры, бочки. Позднее на установление иконостаса владыка оплатит и работы по его росписи. Затеплились лампады перед святыми образами, светлым ручейком потекла монашеская молитва, возобновились богослужения. Трудными были эти первые годы становления обители. Только искренняя вера в непреложные обетования Божьи и Небесный Покров Божьей, молитвы духовного отца архимандрита Ионы, дали силы насельницам перенести все физические и духовные тяготы первых искушений. Не все смогли вынести эти трудности, двое матушек вернулись в прежнюю обжитую обитель. На плечи оставшихся 5 матушек, одна из которых инвалид, навалился нелегкий груз устроения монашеской жизни. В этот период духовного «собирания камней» произошли многочисленные события, качественно изменившие жизнь обители и города.
21 мая 2005 года в день памяти апостола Иоанна Богослова Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Агафангел освятил престол в храме Воскресения и Крест для купола часовни Прп.Сергия Радонежского.
3 сентября 2005 года состоялся первый Крестный ход вокруг города Теплодара с мощами святителя Николая Чудотворца.
13 сентября 2005 года архиепископ Почаевский Владимир передал в дар монастырю икону преп. Ивова Почаевского и икону преп. Амфилохия Почаевского с частицами их мощей.
26 сентября 2005 года первый - престольный праздник в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
8 октября 2005 года - установление и освящение иконы - мозаики Прп. Сергия Радонежского на часовне. Но чья-то злая рука в этот же период времени разбивает лампаду у иконы Сергия Радонежского, а саму икону забрасывают комьями грязи.
29 октября 2005 года часовню исписали нецензурной бранью. Разрушение и попрание святынь - символ богоборчества одних и богоотступничества других. «Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере» (2 Тим.3,8). В дальнейшем богоборчество проявлялось и в том, что кто-то угнал и тут же сжег монастырскую машину, трижды поджигался сарай монастыря, кто-то перебивал монтировкой трубы отопления и вода заливала подвал. Творились и другие беззакония. Главная цель монастыря - восстановление, исцеление и спасение душ человеческих, ибо при тяжких недугах духа человеческого не может быть здоровой и общественная жизнь. Только духовное возрождение, только обращение людей к Богу, может кардинально улучшить жизнь каждого человека и положение в стране в общем .
10 ноября 2005 года освятили и подняли Крест над центральным куполом храма Воскресения в день памяти преподобного Иова Почаевского.
22 ноября 2005 года над входом в часовню установили и освятили икону -мозаику «Спас Нерукотворный».
5 декабря 2005 года игумения Елисавета Гефсиманского монастыря Марии Магдалины РЗЦ в Иерусалиме передала в дар обители мощи прпмц. Княгини Елисаветы и прпмц. Варвары.
14 декабря 2005 года схиархиепископ Алипий передал в дар монастырю частицы мощей: прп. Серафима Саровского, вмч. Пантелеимона, прп. Сергия Радонежского, свт. Луки Крымского, свт. Патриарха Тихона, свт. Игнатия Брянчанинова, свт. Алексея Карпаторусского.
1 марта 2006 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил купола и кресты храма Воскресения. В этот же день владыка совершил первый постриг в рясофор послушницы монастыря.
7 октября 2006 над входом в часовню освящены и установлены иконы мозаики «Херувимов».
16 октября 2006 году монастырь посетил митрополит Исаия (Грузия).
21 октября 2006 года Крестный ход вокруг города с чудотворным образом Матери Божьей Всецарица.
31 октября 2006 года мозаика «Сошествие во ад» украсила фасад храма Воскресения.
22 марта 2007 года Высокопреосвященнейший Агафангел Митрополит Одесский и Измаильский во время всенощного бдения совершил постриг в малую схиму трех насельниц монастыря.
18 ноября 2007 года Крестным Ходом по маршруту Афон - Греция - Бари (Италия) - Одесса прибыла чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», писанная для монастыря на Святой Горе Афон.
15 мая 2008 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил икону свв.Бориса и Глеба и Голгофский Крест, установленные на въезде в наш город. Сегодня, возрождая традиции монастырской жизни по принципу взаимодополнения труда и молитвы в аскетическом делании, матушки монастыря трудятся в просфорне, на монастырской кухне, швейной мастерской, на небольшом участке огородных грядок и сада.
И все же главная работа монаха - молитва. Именно этот тяжелый духовный подвиг является основой жизни монастыря, главным инструментом христианского совершенствования души. Ежедневно сестрами монастыря прочитывается полностью Псалтирь, поминается множество живых и усопших православных христиан. Каждый день в храме совершаются монашеские молитвенные правила, служатся молебны с Акафистами и заупокойные литии. Ежедневно совершаются Божественные Литургии, которые дают мощную благодатную поддержку в многотрудной монашеской жизни насельниц. Келейные же подвиги сестер ведает лишь Сердцеведец Господь... Милостью Божией, помощью многих благотворителей монастырь строится, укрепляется, возрастает количество насельниц.
В монастырь притекают новые прихожане, ищущие спасения в Вере и Правде Божией. Возрастают в Духе Святом и сами теплодарцы.

 

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU