КРАСНОГОРСКИЙ СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Черкасская обл., Золотоношский р-н, с.Бакалеевка
Настоятельница – игуменья Агния (Миняйло)

Неподалеку от городка Золотоноши Черкасской области, в тихом и уединенном месте, на окруженной лесом и речкой, на небольшой горке возывшается святая Красногорская обитель. В былые времена местность эта была покрыта отчасти лесом, отчасти кустарником, носящим название "дикого персика", который в период цветения, покрываясь множеством цветочков, заливал всю горку ярко-розовым цветом, потому народ прозвал ее - "Красной горкой". Отсюда произошло название возникшей на этом месте обители - "Красногорская".
Время основания обители восходит к началу ХVII века. Как гласит монастырское Предание, здесь было положено еще ранее начало пустынного монастырского жития неким иноком-отшельником, выходцем из Константинополя, который прибыл в эти места по повелению явившейся ему в видении Божией Матери.
Первой иконой, перед которой молился этот подвижник Красногорья, была вырезанна им на коре дерева икона Божией Матери "Корецкая" (впоследствии изображение на ней было покрыто красками и ризою, а после закрытия и разорения монастыря икона не была найдена). Вскоре на дубе явилась и другая икона Божией Матери, названная "Дубенскою", которая и до сих пор является главной святыней Красногорской обители.
Что касается островка, на котором расположен монастырь, то он во времена первых пустынножителей принадлежал благочестивому Ивану Шебету-Слюжке, жившему за рекой на хуторе близ села Антиповка. Первый поселенец расположился в вырытой у основания горки пещере. Узнав о поселившемся здесь человеке и видя его благочестивую жизнь, хозяин горки Иван Шебета-Слюжка подарил ее подвижнику для превращения в "гору Божию"- святую обитель. Весть об этом разнеслась по ближайшим селам и к первому пустынножителю стали присоединяться единомышленники, образовав небольшую Общину.
По Преданию первым игуменом монастыря был Иосиф, который управ¬лял обителью до глубокой старости. Это был ревностный подвижник, направлявший братию к строгой монашеской жизни.
Монастырский Синодик сохранил для нас имена и других Красногорских игуменов: Иоиль, Гавриил, Рафаил, Герман, Софроний, Досифей и последним настоятелем был архимандрит Иоиль.
Из них особенной любовью обитель чтит память выдающегося подвижника благочестия и насельника Красногорского монастыря святителя Софрония (Кристалевского), впоследствии епископа Иркутского и Нерчинского, ныне причисленного Православной Церковью к лику святых.

Святитель Софроний(в миру Стефан) родился в Малороссии в Черниговском полку в 1704 году. Отец его Назарий Феодоров был простолюдин, служивый, крестьянского происхождения.
Детские годы Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. У Стефана были еще два брата и сестра Пелагея. С возрастом Стефан поступил учиться в Киевскую Духовную Академию, где в то время обучались два других будущих святителя: Иоасаф, епископ Белгородский(+1754) и Павел, митрополит Тобольский(+1770).
Получив духовное образование, Стефан поступил в Красногорский Свято-Преображенский монастырь (позднее переименован в Свято-Покровский, а с 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат, имя которого неизвестно. 23 апреля 1730 года он принял монашеский постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. В ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме голос:”Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех Святых”, предусказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом в иеромонаха. О последующем периоде жизни Софрония в его послужном списке говорится следующее:”После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по Указу Переяславской епархии преосвященного Арсения(Берлова)в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет, по взятии в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года”.
Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Петербурге на него обратили особое внимание в Святейшем Синоде. Когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в число 29 иноков, вызванных из разных монастырей Российской империи, в январе 1742 года был и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.
В помощь себе иеромонах Софроний вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки иеромонаха Сенниса и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невской обители. С того времени дружба двух подвижников - иеромонаха Софрония и иеромонаха Сенниса все более крепла в едином пастырском делании. В эти годы Софроний много трудов положил на благоустройство обители и улучшении преподования в находившейся при ней Семинарии, а также совместно с архиепископом Феодосием заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки.
При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя во имя благоверного князя Феодора Ярославича (брата благоверного князя Александра Невского), Новгородского и нижняя во имя святителя Иоанна Златоуста.
В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий (Нерунович). Более шести лет Иркутская епархия оставалась без духовного окормления. Империатрица Елизавета Петровна Указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невской Лавры Софрония, как лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государини и Синода.
18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в большом Успенском соборе Московского кремля Софроний был рукоположен во епископа Иркутского и Нерчинского. В Москве большие услуги святителю оказал архиепископ Московским и Севский Платон (Малиновский), который участвовал в его хиротонии. Он преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных властей и советовал подобрать надежных помощников.
Предвидя трудное служение в отдаленном сибирском крае, новопоставленный святитель не сразу отправился в Иркутскую епархию, но начал подбирать образованных и духовноопытных сотрудников. Святитель Софроний посетил свою первую Красногорскую обитель, был у святынь Киева, где испрашивал благословение на свое служение у Киево-Печер-ских угодников.
20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Свято-Вознесенский монастырь - место жительства святителей-предшественников, молился на могиле святителя Иннокентия (Кульчицко¬го + 1731). Ко времени приезда святителя Софрония иркутские обители уже имели почти столетнюю историю, а основатели этих монастырей были исполнены горячим желанием иноческого подвижнического жития.
Понимая с положением дел в епархии, святитель Софроний приступил к преобразованиям В духовной консистории, монастырях и приходах, обратился в Святейший Синод с просьбой прислать достойных лиц для священнослужения в Иркутской епархии. Душебольный владыка назначил настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. В 1754 году святитель Софроний возвел своего друга и сподвижника иеромонаха Сенниса в сан архимандрита Свято-Вознесенского монастыря Иркутской епархии, который послужил монастырю более тридцати трех лет. В сентябре 1754 года святитель издал Указ, в котором выражалась озабоченность обучением и воспитанием детей. Духовенстве вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, церковному пению и букварю, причем, учение "должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинством своим".
До конца своих дней святитель Софроний сохранял любовь к Красногорскому монастырю, который взлелеял его в дни юности. Он постоянно способствовал поддержанию в ней благолепия, посылал для этого необходимые средства.
До 1790 года Красногорский монастырь был мужским, а в 1786 году в силу императорских Указов об отобрании монашеских земель и возможном сокращении числа монашествующих, Красногорский монастырь был выведен за штат. В 1790 году по Указу Святейшего Синода на его место был переведен из Киева Иоанно-Богословский девичий монастырь. С тех пор, уже более 200 лет Красногорская обитель существует как жен¬ская.
Много было настоятельницей сей обители. Из самой замечательной по своей деятельности была игумения Нонна. В ее годы настоятельства считаются временем  наибольшего расцвета обители, которая была тогда поднята на высокую духовную высоту. Мудрость и доброта, соединенная со строгостью, любвеобилие, простое и ласковое обращение с сестрами, прихожанами и паломниками привлекли в обитель многих желающих спасения.
После смерти игумении Нонны обителью управляла казначея монахиня Серафима (1918-1919 гг.), а затем игумения Леонилла, которая была настоятельницей до времени закрытия монастыря 1922 года.
После революционных событий 1917 года и открывшегося гонения на Церковь, Красногорская обитель разделила горестную участь большинства российских монастырей: 25 марта 1922 года, на третий день Пасхи Христовой, она была закрыта. Безутешные сестры разошлись кто куда.
На территории монастыря советская власть расположила инвалидный дом. Свято-Покровская церковь была закрыта и В запустении. Накануне Великой Отечественной войны, 2 апреля 1941 года, Свято-Преображенский собор был разрушен: сняты купола, окна, двери, иконостас, одним словом остались только одни стены. Все святыни были переданы в город ской Черкасский музей.
По милости Божией обитель не осталась в запустении и уже В 1941 году, в годы войны, обитель была вновь открыта, куда вернулись оставшиеся в живых ее насельницы.
Самоотверженным трудом, соединенным молитвой, обитель была возрождена из развалин и 3 ноября 1941 года была отслужена первая Божественная Литургия.
С тех пор Красногорской обителью управляли следующие игумении: Анатолия. (1941-1946 гг.), Филадельфа (1947-1961 гг.), Евфалия (1961-1962 гг.), Лидия (1962-1968 гг.), Илария (1969-1989 гг.), Августа (1990-1996 гг.).
Матушка игумения Илария очень желала восстановить Свято-Преображенский собор, но только в 1988 году сей храм был передан монастырю и стало возможным получить разрешение на его ремонт. С благословения игумении Иларии и большой воодушевленной радостью, общими усилиями были начаты работы по восстановлению собора, которые были закончены через три года (храм был освящен в августе 1991 года уже при игумении Августе) и в нем было восстановлено Богослужение в летнее время. Зимой монастырское Богослужение совершается в теплой Свято-Покровской церкви.
В настоящее время Красногорской Свято-Покровской обителью управ ляет игумения Агния (Миняйло). Проживают в обители более 80 сестер, которые прибыли сюда Промыслом Божиим из разных мест. Все они живут единой духовной жизнью и несут посильные труды (послушания), назначаемые настоятельницей.
Монастырь имеет три гектара пахотной земли, один гектар покоса, скотный двор, за которыми выполняются все работы самими сестрами. Своими силами сестры выращивают огород, косят сено, ухаживают за коровами, заготавливают в лесу дрова, производят ремонты помещений, выпекают просфоры и хлеб, готовят пищу для общей трапезы, шьют церковные облачения и одежду для сестер, занимаются пчеловодством, поют и читают за Богослужением в храме.
Наиболее чтимыми праздничными днями обители являются Дубенская икона Божией Матери, празднуемая в день Преполовения 50-цы, В память избавления от пожара и эпидемии оспы. В этот день чтимую икону обносят  Крестным ходом по всем келиям и помещениям монастыря с чтением акафиста.

 

 

Комментарии  

 
Руслан
+2 #2 Руслан 02.04.2012 23:23
В монастыреф есть такие храмы:
Свято - Преображенский собор, Свято - Покровская церковь
Цитировать
 
 
Федя
+1 #1 Федя 09.09.2011 20:08
Какие храмы в монастыре сейчас сохранились?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU