СКАЛЬНЫЙ СВЯТО-УСЕКНОВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Винницкая обл., Могилев-Подольский р-н, с.Лядово

Настоятель — игум. Антоний (Нетребин)



О монастыре существуют много легенд, преданий и исторических фактов, которые по сей час живут в конкретных монастырских древностях и документах.
Одни утверждают, что запрятаны они в неисследованных пещерах, другие - в одном из подземных ходов на верхнем плато. Таких мест тут действительно немало, однако все они сильно повреждены в результате землетрясений, войн и просто временем. Объединяет все эти рассказы и легенды одно: они заканчиваются тем, что в угодный Богу час монастырские древности открываются только иноческой братии.
Достаточно вспомнить годы княжеского правления Владимира Святославича в Киеве. Именно в период княжения святого равноапостольного Владимира, Крестителя Русской земли, в прекрасных скальных местах на левобережье Днестра пришел один его сподвижник, который поддержал княжескую власть в Киеве и избранный ею христианский путь - путь благочестия. Его звали Антоний. Именно с его именем, а также с делами насельников-иконопочитателей, которые были гонимы в Византийской империи, оставаясь православными, проникли на север, где поселились в пещерах.
До того молодой Антипа (в монашестве Антоний) побывал в Царьграде, а на Святой Горе Афон, в одном из монастырей принял монашеский постриг с именем Антоний. В 1013 году на обратном пути в Русь Антоний услышал глас Божий, который остановил его в благодатном лядовском крае. Он поселился в скальных пещерах, где высек сам себе келию, которая и по сей день носит его имя. Это место есть особеннопочитаемое в Лядовском монастыре. Внешний вид его остался неизменным последнего тысячелетия. Возникновение Лядовского Скального монастыря свидетельствовало высоким духовным потенциалом наших предков, вера которых направляла к патриотизму нашего Отечества.
Среди первых упоминаминается о Скальном монастыре Летопись ХII в. которая говорит о походе князя Иоанна Берладника, любимца простолюдин. Всем известно, что междоусобная борьба за территорию и власть привели к тому, что в 1226 году лядовские скальные берега были отняты польским князем Мстиславом Удалым, который огласил образования в этой местности отдельного княжества. А в 1241 году правителем этих земель стал Галицкий князь Даниил Романович.
Монголо-татары контролировали эти земли с середины ХIII столетия. Грабежом они выносили со всех храмов все самое драгоценное.
Воспользовавшись варварским набегам, Римско-Католическая Церковь надеялась подчинить все Западно-Русские земли своему влиянию и открыто обещала всеобщую поддержку в борьбе с татаро-монгольскими завоевателями с целью перехода православного люда в Католическую Церковь.
С конца ХIV до начала ХVIII века вся эта территория входила в состав Польско-Литовского княжества. В этот период Лядовский монастырь переживал трудные времена. Братия и духовенство монастыря в пещерах молилась за ратные подвиги казаков гетмана Украины Богдана Хмельницкого.
В часы двадцатисемилетнего завоевания турками Приднестровья все монастыри на некоторое время осиротели и опустели. В этот период две лядовские пещеры были освящены православными в честь усекновения Главы святого пророка Иоанна Предтечи и святой великомученицы Параскевы Пятницкой.
Скальный Свято-Усекновенский монастырь также помнит унию на протяжении многих десятилетий,в котором пребывали греко-католики. После вхождения в состав Российской империи Подолии, Лядовский монастырь снова стал православным.
Предметом особенного поклонения православных верующих в Свято-Усекновенской обители стали две святыни: каменный Крест для обозначения монастырской территории, которая находится под благословением Бо-жием и почитамаемая икона Усекновения честной Главы Иоанна Крестителя Господня,которая с давних времен считалась чудотворной.
В 1849 году в монастыре было открыто училище, которое действовало до 1854 года, где учились грамоте из числа прихожан. А в 1860-1861гг.  священнослужитель Владимир Стефановский открыл при обители два училища: первое - для крестьянских мальчиков, другое - для девочек.
С приходом большевитской власти монастырь закрыли и пустовал. В 30-е годы XX столетия богоборческая власть взорвала часть храма святого пророка Иоанна Предтечи, а также все пристройки:двухэтажная гостиница, восьмикупольный храм святой великомученицы Параскевы Пятницкой, все иконостасы и святой источник. После этого варварского действия часть старинных книг и икон, которые находились в храмах, было передано Слободо-Ярошовскому храму, а часть розворованы и пущены на продаж.
В 1998 году сюда пришли монахи из Свято-Успенского Почаевского монастыря, которые взялись возрождать святыню. С того времени монастырская жизнь начала свое начало с зажением неугосимой лампады и молитвы.


 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU