СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ЕЛЕЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: г.Чернигов, ул.Пролетарская,1.
Настоятельница - игуменья Наталья (Третьяк)

 

 
 
Народное предание, записанное в ХVII веке архимандритом Иоанникием (Голятовским), говорит, что в окрестностях Чернигова на ели был найден образ Богородицы, "променями светлыми як огнем отченный". "Кто на том дереве еловом образ Матери Божией поставил,- размышляет Голятовский, - чи по Божиему напутствию человек, чи ангел, того не ведать, однако известно, что той образ найденный за князя Черниговского Святослава Ярославича". Это знаменательное событие, согласно Елецкому Синодику, произошло в 1060 году. На месте обретения святой  иконы Черниговским князем Святославом Ярославичем (1054—1073) был возведен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Будучи князем Киевским(1073 -1076), он начал строительство и Свято-Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. В монастырском Синодике знаменитого Черниговского князя поминали как фундатора: "Помяни,Господи, благочестивого князя Киевского и Черниговского Святослава Ярославича, иже созда монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой". Таким образом, икона и монастырь получили свое название от ели. В древние времена Елецкий монастырь также называли Болдиногорским.
Елецкий монастырь получил благословение от основателя монашества на Руси преподобного Антония Печерского. В "Повести Временных Лет" говорится:”И прислал Святослав, в ночь поя Антония Чернигову. Антоний же, пришед к Чернигову, возлюби Болдины горы, ископав печеру, ту ся всели. И есть ту монастырь святое Богородицы на Болдиных горах и до сего дни". Описание этого события несколько раз повторяется и в Киево-Печерском Патерике: "Черниговский князь Святослав, узнав, что его брат гневается на преподобного Антония, прислал за ним ночью и взял его в Чернигов. Антоний, избрав место близ города, в горе Болдине, выкопал здесь пещеру, где и поселился. На этом месте был уотрозн монастырь".
Древнейший на Черниговщине Елецкий монастырь был духовным центром княжества, и городская знать заботилась о благосостоянии обители.
В 1239 году монголо-татарские войска осадили Чернигов и вскоре разорили его до основания. Черниговский епископ был захвачен в плен и уведен татарами в Глухов. Дальнейшая судьба его неизвестна. И только лишь князь Иван Можайский в 1445 году начал восстановление черниговских святынь. Тогда же был отреставрирован и Елецкий монастырь.
Во время захвата и разрушения Чернигова поляками Елецкий монастырь сгорел. Более всего пострадала верхняя часть Успенского собора, которая вследствие пожара обрушилась. В 1669 - 1674 годах Успенский собор восстанавливался: был надстроен частично уцелевший барабан центральной главы, и возведены новые малые купола над средней алтарной апсидой и над хорами.
После восстановительных работ в 60-70-х годах ХVII века архитектурный памятник преобрел новые черты: собор гармонично сочетает древнерусский и романский стили и украинское барокко. Он принадлежит к типу трехапсидных, шестистолпных, крестовокупольных храмов и имеет своеобразные черты в планировке и архитектуре интерьера.
В XVIII веке Свято-Успенский собор имел пять престолов. Главный, в честь Успения Пресвятой Богородицы, устроен на том месте, где по Преданию, явилась на ели чудотворная Елецкая икона Божией Матери. С правой стороны - архистратига Михаила. Левый предел, упраздненный в 1834 году, был в честь Рождества Иоанна Предтечи. К западной стене храма примыкают хоры с боковыми выступами по северным и южным стенам. На южном продолжении хоров был устроен престол святого великомученика Георгия Победоносца. Под ним внизу, в юго-западной части храма, в крещальне - престол в честь Рождества Христова. Позже здесь была обо¬рудована часовня, где часто служили молебны с акафистами, а иногда и панихиды.
Большую помощь в строительстве монастыря оказывали черниговские полковники и прочие казацкие старшины. По свидетельству архимандрита Иоанникия (Голятовского) первым начал поднимать разрушенную святыню Черниговский полковник Иоанн Аврамович. Самым усердным помощником Иоанникия был Черниговский полковник - затем генеральный обозный, Василий Дунин-Борковский. На его средства в Елецком монастыре были построены Свято-Петро-Павловская церковь с трапезной, братские келии, каменная монастырская ограда. Кроме того, он подарил обители села и мельницы, обогатил ризницу. В обители долго сохранялась Евангелия с надписью: "Сие Евангелие власным коштом своим и накладом уроженный его милость пан Василий Дунин-Борковский, полковник Черниговский, так оздобле оправивши надал за отпущение грехов своих до обители Елецкой, року 1685 ноября 3 дня".
Много помогал Елецкой обители гетман Украины Иван Самойлович (1672-1687), которому Иоанникий (Голятовский) посвятил свою "Скарбницю". Своим Универсалом от 22 июня 1672 года гетман утвердил за монастырем села Авдеевку, Надиновку, Серединку, Анисов, Горбов и все ранее принадлежавшие ему угодия. Новый гетман Иван Мазепа в декабре 1687 года тоже выдал обители подтвердительный Универсал.
О благоустройстве Елецкого монастыря заботились также жители Чернигова и Черниговского полка, имена которых были внесены В монастырский Синодик: "Пан Колчицкий надал В монастырь Елецкий село свое Буянку в сотне Ройской", "Максим Уласенко, казак Черниговский, надал грунта пахотные, лежачие под Черниговом". "Пан "Иерофей Конвисар, бурмистр Черниговский, дарил утварь церковную". В монестыре долго сохранялся пожертвованный И.Конвисаром оловянный потир весом 4 фунта с резной надписью:"Сию чашу подарил раб Божий Ерош Конвисар року 1685".
После смерти архимандрита Иоанникия (Голятовского) был назначен игумен Киевского Выдубицкого монастыря Феодосий (Углицкий). Святитель Феодосий родился в 20-х годах ХVII столетия на Правобережной Украине в местечке Уланове в семье Никиты и Марии Углицких. Его отец был священником и сына воспитывал в духе христианского благочестия. Начальной грамоте Феодосий обучался доме, а затем продолжил свое образование В Киево-Могилянской Коллегии. Здесь под влиянием святителя Лазаря (Барановича) в юном Феодисии укрепилось твердое решение посвятить свою жизнь Богу. Когда и где принял иночество святитель Феодосий точно неизвестно. В 50-х годах он "многочестно" трудился в звании архидиакона Киево-Софийского собора и наместника митрополичьего кафедрального дома. За доброту и строгою подвижническую жизнь Феодосий пользовался уважением у братии. Вскоре он был посвящен в сан иеромонаха и некоторое время жил в Крупицком Батуринском монастыре. В 1662 году Феодосия назначили игуменом Корсунского монастыря под Каневым.
В 1685 году Феодосий (Углицкий) принимал активное участие в избрании Киевского митрополите Гедеона (Четвертинского). В том же году игумен Феодосий с Переяславским игуменом Иеронимом (Дубиною), "как люди заслуженные в Малоросской Церкви", были посланы к Московскому царю и патриарху Иоакиму с просьбой об утверждении новоизбранного Киевского митрополита.
После вступления в должность настоятеля Елецкого монастыря Феодосий прежде всего обратил внимание на экономическое состояние обители, произвел ревизию монастырских подданных, которых оказалось значительно меньше, чем числилось по реестру; устроил водянные мельницы, составлявшие в то время надежный арендный доход. Универсалом от 10 Февраля 1689 годе гетман Иван Мазепа, по просьбе Феодосия (Углицкого) приписал к Елецкому монастырю село Мощенку, а также позволил настоятелю занять "своими людьми" и другое соседнее село Лемешевку.
За строгую подвижническую жизнь, ревность к Церкви Божией и неустанные труды на пользу святой обители архимандрит Феодосий снискал любовь и уважение людей. Особое внимание он обращал на устройство иноческой жизни в монастыре. Его смирение, аскетические подвиги служили самым поучительным примером для братии, утверждали ее в правилах истинного благочестия и христианской любви. Однажды, по навету, преосвященный Лазарь (Баранович) наложил на Феодосия запрещение священнодействовать. Смиренный раб Божий беспрекословно исполнил строгое наказание своего архипастыря, о чем тот с изумлением писал в своем письме к архимандриту Новгород-Северского монастыря Михаилу (Лежайскому).
После кончины святителя Феодосия (Углицкого) на Черниговскую архиерейскую кафедру представителями духовенства, казацкой старшины и паствы был избран архимандрит Елецкого монастыря Иоанн (Максимович), хиротония которого состоялась 10 января 1697 года в граде Москве Московским патриархом Адрианом.
Святитель Иоанн (Максимович) управлял епархией 14 лет. За зто время архипастырь основал в Чернигове по типу Киево-Могилянской Академии "Черниговские Афины” - коллегиум, первое высшее учебное заведение на Левобережной Украине; расширил Черниговскую типографию, в ко¬торой издавалось много сочинений самого Иоанна (Максимовича), а также распорядился устроить над гробом святителя Феодосия в Свято-Борисо-Глебском соборе каменную пещеру.
Преемником святителя Иоанна (Максимовича) был назначен на Черниговскую кафедру настоятель Елецкого монастыря архимандрит Димитрий (Туптало).
За время настоятельства Елецким монастырем архимандрит Димитрий собственноручно составил опись находящейся в нем казны и всех монастырских имений, заботился об увеличении доходов обители, благоустроил мельницу недалеко от села Копачева, беспокоился для монастырских крестьян во время неурожая продовольствием и всех бедных кормил в обители за свой счет. Исправляя свою должность Димитрий продолжал свой литературный труд: кроме "Житий" он написал несколько других сочинений, которые хранились в монастырском архиве.
Преемником святителя Димитрия (Туптало) в Елецком монастыре был архимандрит Никон. В его короткое управление (до 1702 года) гетман Иван Мазепа выдал Универсал, которым приказал монастырским поселянам Надиновки прекратить беспорядки и строго запретил им переходить в "подсусидки" к казакам, избегая монастырских повинностей.
С восстановлением гетманства в 1727 году в Украине новый настоятель Елецкого монастыря архимандрит Тимофей (Максимович) обратился к гетману Даниле Апостолу с просьбой оказать помощь в ремонте обители пострадавшей от пожара 1728 года. За время своего настоятельства архимандрит Тимофей много позаботился о благосостоянии Елецкой обители. По его просьбе в январе 1740 года последовал Указ Генеральной Войсковой канцелярии о запрещении казакам торговать спиртными напитками во владениях монастыря.
В 20-40-е годы XIХ века В Елецком монастыре неоднократно производились текущие ремонты и он продожал беднеть и приходить в упадок. Участки монастырской земли в Чернигове и вокруг него обычно сдавались в аренду. Сроки аренды часто возобновлялись, а потом арендаторы, пользуясь слабым надзором со стороны монастырской администрации, самовольно передавали аренду другим лицам. Сменящиеся часто настоятели-архимандриты хотя и проживали в монастыре практически делами его не занимались. И только при знаменитом архиепископе Филарете (Гумилевском) произошло новое возрождение Елецкой обители.
За семь лет пребывания в Чернигове святитель Филарет многое чего сделал: переиздал многие рание вышедшие труды свои, написал и издал ряд новых работ, устроил новое Духовное училище в Стародубе и епархиальное женское училище в Чернигове, возобновил работу Ильинской типографии, основал журнал "Черниговские епархиальные известия”, перестроил Черниговскую Духовную Семинарию и т.д. По благословению преосвященного Филарета на территорию Елецкого монастыря перенесли Духовную консисторию, которая была размещена в здании монастырской трапезы. Трепезная Свято-Петро-Павловская церковь была перенесена в большой зал архиерейских покоев переустроенного и расширенного настоятельского корпуса. На казенные средства, а также на свои собственные средства, архипастырь отремонтировал каменные постройки манастыря, устроил деревянные сараи, засажен сад новыми фруктовыми деревьями.
В феврале 1865 года в Елецком монастыре произошел пожар, от которого сильно пострадали архиерейские покои и Свято-Петро-Павловская церковь. В кратчайший срок Елецкий монастырь приобрел свой прежний благолепный вид.
Согласно Указу Синода от 21 августа 1868 года в Черниговской епархии учреждено викариатство. Викарий, именуемый епископом Новгород-Северским, стал управлять Елецкой обителью, а епархиальный архиерей окончательно переселился на жительство в Свято-Троицкий архиерейский дом.
Первым викарным епископом Черниговской епархии был назначен Феофилакт (Праведников), воспитанник Киевской Духовной Академии, опытный управитель и администратор. Он составил "Частные правила монас тырского благочиния", которые должны были способствовать упорядочению внутренней жизни обители.
Следующий настоятель монастыря был преосвященный Серапион (Маевский), который обновил иконостасы Успенской церкви и предела святого апостола Иакова. В соборном храме чугунный пол был заменен деревянным, обновлена колокольня и другие постройки монастыря. По его инициативе в Елецком монастыре была открыта гостиница и бесплатная странноприимница.
Деятельный епископ Сергий (Соколов) за короткое время управления сделал много полезных дел для Елецкой обители: открыл иконописную школу, в домике святителей Феодосия и Димитрия, устроил приют для сирот (на 8 человек), составил и напечатал опись библиотеки и ризницы монастыря и начал исследование древних фресок Успенского собора и пещер на территории Елецкого монастыря. Киевская ученая комиссия, обсле-довавшая свободную от завалов часть пещер (под Свято-Петро-Павловской церковью), не признала за ними древности.
В роще "Святое", принадлежавшей Елецкому монастырю, была устроена часовня в честь преподобного Николы Святоши. Преосвященный преобрел образ святого Черниговского князя, а также частицу одежды от его мощей. Все это хранилось в Елецком монастыре до революции 1917 года.
В начале ХX века при монастыре была открыта церковноприходская школа, где дети получали начальное образование и религиозное воспитание. Рядом с помещением странноприимницы, при преосвященном Исидоре (Колоколове), Братством святого Михаила была открыта библиотека с читальней. В помещении церковноприходской Елецкой школы по воскресным и праздничным дням проходили религиозно-нравственные чтения.
Согласно "Ведомостям" за декабрь 1907 года в Елецком монастыре находилось 14 монахов вместе с настоятелем-епископом и 4 послушника. Монастырь был беден, но по-прежнему сохранял свое значение духовного центра Чернигова.
В феврале 1912 года на заседании Черниговского епархиального со¬вета под председательством настоятеля Елецкого монастыря епископа Пахомия (Кедрова) было решено открыть в Елецкой обители школу с общежитием для подготовки диаконов и псаломщиков.
К приходу советской власти Елецкий монастырь еще действовал. Уже 27 июля 1920 года вышло постановление заседания президиума Губисполкома о передаче Елецкого монастыря Губчека " для организации там концентрационного лагеря”. В каких масштабах был организован концентрационный лагерь на территории святой обители, документальных сведений не сохранилось, а из устного предания известно, что заключенных содержали в пещерах под Свято-Петро-Павловской церковью.
23 февраля 1922 года ВЦИК издал Декрет "Об изъятии из храмов всех церковных ценностей", в том числе и священных сосудов и прочиих церковных богослужебных предметов. Из Елецкого монастыря 5 мая 1922 года было изъято 34 фунта 19 золотников серебра, 11 фонтов серебрян-ных изделий, а само здание Елецкого монастыря было здано в аренду Черниговского епархиального управления. В 1924 году Свято-Успенский собор был передан Черниговскому музею; в помещении бывшей Духовной консистории располагалась бондарная мастерская. Некоторые помещения Елецкого монастыря до 12 октября 1926 года были заняты Управлением 7-й дивизии под склад.
Позже в 1928 году Черниговский государственный музей передал здание бывшей Духовной консистории в усадьбе Елецкого монастыря в ведение местной "укргоспсільспілки" с условием, что она будет проводить ремонт помещений. В это время келии Елецкого монастыря были заняты учебным железнодорожным комбинатом. В начале 1930-х годов владельцем монастырской усадьбы стал учебно-строительный комбинат.
К началу Великой Отечественной войны в городе Чернигове не было ни одной действующей православной церкви. Из всех религиозных сооружений в Чернигове по назначению использовались только две синагоги.
Огромный ущерб архитектурному ансамблю был нанесен Елецкому монастырю немецко-фашистскими захватчиками во время оккупации Чернигова 1941-1943 годов. На территории монастыря стояла войсковая часть немецкой армии. Успенский собор был превращен фашистами в конюшню. В 1942 году оккупационная власть разрешила образовать на территории монастыря религиозную Общину, которая была открыта в Дмитриевской церкви. В других монастырских зданиях размещались немецкие склады, а Свято-Петро-Павловская церковь служила оккупантам мастерской по ремонту техники.
На протяжении военных лет в Елецком монастыре были разрушены полностью западные келии, здание бывшей Духовной консистории, а также северный палатный корпус (ХVI-ХVII вв.).
В 50-х годах тут размещался драматический театр им.Т.Г.Шевченко, позднее - театр юного зрителя, филармония, ЗАГС и до 1992 года - спортивный клуб "Динамо". В просторном обеденном зале, примыкающем к церкви с западной стороны, располагалась библиотека имени В.Г.Короленко с читальным залом, а позже на некоторое время сюда был перенесен областной архив.
В домике святителя Феодосия после войны жили семьи, а позже размещался художественно-рекламный комбинат Управления культуры.
После войны в главном монастырском соборном Успенском храме, в южном пределе, где имелись фрески, хранили соль, разрушительно напитавшую стены. Потом древняя Черниговская святыня была превращена в склад запчастей и металлолома.
После вынужденного семидесятилетнего перерыва Елецкий Свято-Успенский монастырь с 1992 года возрождается как женский.
По хадатайству митрополита Черниговского и Нежинского Антония (Вакарика), на основании решения Черниговского облисполкома от 31 декабря 1991 года № 321 „О передаче памятника архитектуры Республиканского значения сооружений Елецкого Успенского монастыря В г.Чернигове Епархиальному Управлению Украинской Православной Церкви" Черниговский государственный архитектурно-исторический заповедник 20 августа 1992 года передал в бесплатное пользование Украинской Православной Церкви все здания Елецкого монастыря.
Открытие Елецкой обители было великой радостью для всех верующих Чернигова. Настоятельницей Елецкого монастыря была назначена 38-летняя Клавдия Ивановна Сорока (бывшая послушница Красногорского Свято-Покровского женского монастыря г.Золотоноши Черкасской области), постриженная в монашестве с именем Феодосия.
Молодость и неопытность игумении Феодосии не позволили ей правильно организовать жизнь и работу в монастыре. Многие сестры под ее давлением покинули обитель. Решением заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 27 июля 1996 года игумению Феодосию освободили от должности настоятельницы Елецкого монастыря. На ее место была назначена монахиня Амвросия (Иваненко Анна Павловна), с возведением в сан игумении и возложением наперсного креста.
Своим жизненным опытом и энергичностью, игумения Амвросия открыла новую эпоху в возрождении древней Черниговской святыни. Восстановление Елецкого монастыря началось с колокольни, которая к концу лета 1996 года была отреставрирована.
В следующем 1997 году были оборудованы мастерские: швейная, где шьют монашескую одежду и облачения для священнослужителей; золотошвейная, в которой сестры-мастерицы совершенствуются в древнем искусстве шитья золотом; изготовляют митры, скрыжали, иконы, закладки для Евангелия и других Богослужебных книг; иконописная.
Сейчас в обители проживают более 40 насельниц. Сестры трудятся в церкви, трапезной, мастерских, на просфорне, огороде, и хоздворе, где имеется небольшое подсобное хозяйство.
Основные святыни Елецкого монастыря: Свято-Успенский собор, по строенный в XI веке; храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла, построенный на средства В.Дунина-Борковского архимандритом Иоанникием (Голятовским); Елецкая икона Божией Матери, явленная в феврале 1060 года во время княжения в Чернигове внука святого ревноапостоль- лого князя Владимира, Святослава Ярославича, который и создал на месте явления иконы монастырь; Ильинская икона Божией Матери, которая находится в Свято-Петро-Павловском храме с левой стороны за клиросом. Также в монастыре находятся святые частицы мощей угодников Божиих: святителя Феодосия (Углицкого), святителя Димитрия (Туптало) и преподобного Лаврентия (Проскуры). На территории монастыря похоронено много знатных людей - общественных деятелей, подвижников благочестия и угодников Божиих. Имена некоторых из них нам известны, прочих же Бог знает.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU