ХРАМ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА, г. Винница

Адрес: г. Винница.
Настоятель – протоиерей Василий Сонин.

alt

 



Из письменного документа, который был написан по-польски и когда-то находился при церкви, относительно строительства ее известно следующее: жители Хуторов сначала ходили в Покровскую церковь, которая находилась в г. Виннице. Но с течением времени, когда население Хуторов возросло, пожелали хуторяне иметь собственную церковь, так как ходить на Богослужение за речку Буг было уже неудобно. На их просьбу винницкий староста Иосиф Часновский письменным документом, выданным в Мизякове 1781 г. 14 июля, разрешил занять на Педьках место в ширину и длину на сто сажень, для церкви и построения часовни приписной (filiam) к Покровской винницкой церкви. Староста велел выдать для построения дубового леса из своих владений, и, по рассказам, предложил мещанам поставить такую часовню и колокольню, которую было бы видно ему из-за леса, если он будет проезжать трактом в Немиров. А потому первые зодчие постарались заложить и поставить не часовню, а довольно-таки серьезную небольшую церковь.

Еще одна запись, с которой собственно, и началось строительство храма, звучит так: \"Понедельник, 25 сентября 1783 г. составлен в Зозове. По ходатайству прихожан с. Хуторов Винницких, выданный документ винницкому декану Ивану Романовичу на построение Церкви в их селе, в честь св. Иоанна Богослова\". Можно лишь предположить, какую веру и вдохновение имели наши предки при построении тогдашнего храма, так как уже через три недели, а именно 9-го октября, в новом храме в честь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова состоялась первая Божья служба своему небесному покровителю Хуторов.

Сооружение к тому времени представляло собой трехкупольную деревянную, хорошо окрашенную и покрытую гонтом церковь. В длину тогдашнего прихода она стояла посреди села, а в ширину - на окраине Хуторов, на холме, который и до сих пор сохранился неподалеку левого берега речки Виннички. Колокольня тоже деревянная, сооруженная в отдельности, но вместе с тем с церковью, покрытая гонтой. Престолы были сооружены по указанной мере, православной. Предалтарный иконостас - 4-ярусный, деревянный, резной, с иконами не очень старой живописи, в некоторых местах - позолоченный. Именно из него к нашему времени сохранились некоторые детали, которые мы можем увидеть ныне - как верхние надставки над некоторыми иконами.

Иконы были написаны местными художниками-живописцами и к тому времени считались довольно приличными изображениями. В первом ярусе - иконы Спасителя, Богородицы, св. Апостола Иоанна Богослова, св. Николая. Во втором ярусе, который сохранился и поныне на своем месте: изображение 10-ти Господних праздников и над св. вратами Тайная Вечеря. В третьем ярусе - 12 апостолов и посреди них благословляющий Спаситель. В четвертом ярусе - пророки и среди них Богоматерь. Вверху - крест с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом.

Жители Хуторянского прихода были издавна православными; священник - Семеон Обертинский, со времени построения церкви, 1783 г. по 1796-й год до введения в Подольской губернии русского подданства. Причт по штату был: священник, дьячок, пономарь. Из казны получали жалованье в 255 рублей серебром. Земли за церковью на тогда было: усадьбы - две десятины 741 сажень, в трех сменах пахотной земли - 39 десятин. На эту землю есть план, сделанный 1841 г. винницким уездным землемером Кролицким.

Документы на владение церковной землей имеем на польском языке. Первый - выданный винницким старостой Иосифом Чесновским 1781 г. на право занять в предместье Педьок места под застройку, второй - данный в 1783 г. Понятковским на земли для духовных при новосооруженной часовне - усадьбу, пахотную землю и покосный луг, на рубку дерева для хозяйственных потребностей в лесах старостинских и обмолота зерна на мельницах.

Причт обрабатывал землю сам, своими скотом и прислугой; за полевые работы и другую работу прихожанам платили собственными деньгами. У священника был собственный 4-комнатный дом с кухней и хозяйственными зданиями. Находился на церковной земле. На собственной земле были дома пономаря и дьячка.

Из церковных клировых документов и исповедных сведений узнаем о священниках, которые по преемственности занимали место служения при церкви Хуторов. С начала 1796 г. вдовец, наученный риторике (рукоположен митрополитом Филиппом Валодикевичем 1766 г.) В 1768 г. он присоединился к Православию в Переяславе. Там его и перевели в винницкие протопопы в 1773 г. Со временем в 1775 г. он был изгнан униатами и 10 лет прослужил воинским священником. Потом был на приходе в Симферополе, откуда по приказу Синода в 1795 г. прибыл в Винницу и принял бывшую протопопию по Грамоте Преосвященного Виктора. В том же году в Иоанно-Богословской церковь был назначен священник Иван Добрянский. С 1797 г. приходским священником был Матвей Осаковский, рукоположен епископом Брацлавским и Подольским Иоанникием. В 1796-1797 г. он был духовным отцом, а с 1809 г. и до самой смерти присутствующим при винницком Духовном Правлении.

С 1826 г. служил священником Константин Софронович, рукоположенный Преосвященным Ксенофонтом. С 1833 г. он был благочинным, сотрудником Подольского попечительского комитета бедных духовного звания. В 1842 г. приходским священником стал Павел Дворжанский, который пробыл при церкви до 1845 г., а потом переведен в другое место. В 1846 г. поступил на службу Алексей Любомудров, уроженец Орловской губернии, прослужил при Церкви до 1851 г. В 1852 г. приход удерживал священник Стрильчевский, в 1853 г. поступил на службу Спивачевский, прослужил 12 лет.

С 1847 г. к церкви было приписано с. Тяжилов, которое существует с 1760 г. Церковно-приходская школа Хуторов открыта в 1885 г. на средства Винницкой городской управы. С 1897 г. она была перестроена в частный удобный каменный дом, который со временем стал местным клубом и сохранился по сей день.

Сегодня настоятель храма - протоиерей Василий Сонин, которому в душепастырском служении помогает сын - священник Георгий Сонин и диакон Игорь Сторожук.

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU