НЕМИРОВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Адрес: Винницкая обл., г.Немиров, ул.Ленина, 190. Тел.: (04331)2-28-78
Настоятельница – игуменья Херувима (Грицишина)
Духовная жизнь Немировщины носит свою древнюю историю. Архивные данные свидетельствую, что женский монастырь был основан в Немирове в 1645 году, но просуществовал он недолго, приблизительно полвека, и был разрушенный, скорее всего, от нападений татар в 1692 году. Польский историк А.Ролле в одном из своих сочинений писал, что один человек, Феодор Билоцкий, поселился недалеко от Немирова в живописном месте, недалеко от "руїн дівичого скита", то есть монастыря. Существуют исторические сведения, что в ХVIII веке существовали две православные монашеские Общины в настоящем Немировском районе в селе Монастырок и в селе Монастырское (теперь Марксове).
Известно, что на том месте, где находится Свято-Троицкий женский монастырь, возродилась монашеская жизнь лишь в 1783 году. И поэтому с этого года ведется историческая хронология женской обители в Немирове. Вначале монастырь был основан в честь святителя Николая чудотворца, архиепископа Мирликийских. Первые инокини поселились на месте дворца графа В.Потоцкого. Место для расположения обители, они заняли выгодное. Позднее, в 1797 году граф официально подтвердил свое разрешение и подарил новосозданному монастырю земельные угодия. Что заставило графа-католика отдать свою землю и строения инокиням православным? Известно, что В.Потоцкий не очень хорошо относился к православным. Возможно, что на графа повлиял следующий случай, о котором память осталась в устах монахинь.
Народное Предание говорит, что во сне явился графу В.Потоцкому святитель Николай Чудотворец и повелел освободить дворец для монастыря, но помещик ослушался. Затем святитель явился во второй раз и снова не послушал граф. На третий раз граф был вынесен из дома во двор вместе с кроватью, на которой спал. И лишь тогда он понял волю Божию и оставил то место под строительство монастыря.
По ходатайству преосвященного Иоанникия, епископа Подольского Й Брацлавского перед Святейшим Синодом в 1798 году обитель была возведена в штат второго класса и ее основание обеспечивалось от государственной казны. Но расположение монастыря совершалось постепенно. На первых порах монастырь находился в нищете и убогости. В рапорте игумении монастыря Рахили от 1799 года на имя правящего архиерея Иоанникия было написано:"...в церквях, в монастыре состоящих, по ветхости оных, делается течь, и в первой из них, Успенской, недоделанный иконостас начал уже через то портиться; 20 келий из хворосту зделанныя, колодец и поварня также ветхи”. Отсюда следует, что вначале обитель строили первичным способом - с хвороста, который обмазывали глиной, потому строение быстро портилось и старело.
С 1800-1837 гг. игуменствовала монастырем игумения Еннафа и за этот большой промежуток времени много поработала на пользу: построила новые деревянные келии, хозяйственные помещения и благоустроила два храма - Свято-Успенский и Свято-Николаевский. После смерти игумении Еннафы за короткое время поменялись несколько настоятельниц. Монахини Таисия, Анфиса и Августа правили монастырем последовательно с 1837 по 1845 год.
Немаловажный труд приложила в историю Немировского монастыря игумения Аполлинария. С помощью Божией она преобразовала монастырь с малоизвестного - известный, с бедного – богатый.
Новая настоятельница получила в управления монастырем очень материально бедным и полностью разрушенным. Пожар, который уничтожил в первой половине 1845 года все деревянные постройки: келии, хозяйственные помещения, привели монастырь к нищете. От огня едва спасли дом настоятельницы и Свято-Успенский храм. Однако, пришлось заново отстраивать обитель. До управления игумении Аполлинарии в монастыре придерживались келейного образа жизни: каждая монахиня, а иногда две или три строили себе за свой счет домик, в котором проживали и вели отдельно свое хозяйство. В 1846 году в Немировской обители было введено общежительное начало. Это было сделано без особых трудностей, именно до этого времени стараниями игумении как раз было завершено строительство каменного одноэтажного, низкого, длинного, с галереею коротких колонн тосканского ордера для размещения наcельниц.
В 1845 году была перестроена, а точнее, почти заново построена на месте разрушенной пожаром старой деревянной Свято-Николаевской церкви, а в 1862 году к ней пристроен северный предел, в 1894 - южный. С 1851 по 1858 годы проводились строительные работы в древ- ней монастырской церкви Свято-Успенской, которую строили в середине 1790-х до 1810 года. Храм был отремонтирован и расширен за счет пристроенных притворов, в алтарной части положен из чугунных плит пол. На протяжении 1846-1865 гг. строился кирпичный забор длиной более одного километра и высотой более трех метров с четырьмя угловыми башнями. В 1853 году был построен новый каменный флигель для инокинь и кухня с помещениями для рабочих. В 1867 году был построен новый дом для трапезной с кухней и пекарней. В 1872 году закончено строительство новой великой трехярусной колокольни, а в период с 1876 по 1881 годы была построена церковь в честь Живоначальной Троицы, которая стала гордостью и украшением монастыря. В 1888-1889 гг. возводилась еще одна маленькая колокольня в память спасения жизни Августейшей семьи во время аварии царского поезда 17 октября 1888 года на станцин””Борки”.
К концу XIX века архитектурный ансамбль монастыря был полностью сформированный. По ходатайству игумении Аполлинарии все монастырское строительство велось с доброкачественного кирпича, который изготавливался на кирпичном заводе при монастыре. Было построено в обители множество разных хозяйственных сооружений и других строений не так заметных, но необходимых для монастырской жизни, что стоило больших денежных затрат, труда и энергии.
Все монастырские храмы были благолепно украшены живописными Ветхо-Новозаветными изображениями и богатыми священными богослужебными церковными предметами. Особенной разнообразностью, вытонченностью, красотой и богатством отличалась церковная ризница. Под руководством игумении Аполлинарии монастырское рукоделие доведено до такой степени совершенства, что украшение, подобных до монастырских, святых икон, священнических и церковных риз не всегда можно было встретить в кафедральных соборах и архиерейских ризницах.
Среди икон в монастыре наибольшим почитанием пользовались образ Богоматери с Предвечным Младенцем, изображенный на одном полотне со святым Угодником Николаем. Во время пожара 1845 года этой иконы не коснулся огонь, хотя все вокруг сгорело. Эта икона находится в Свято-Успенском храме и почитается как чудотворная. Другая почитаемая икона - Казанская Божия Матерь, которая находилась над царскими вратами в Свято-Троицкой церкви. Украшением обители был образ Успения Пресвятой Богородицы в Свято-Успенской церкви на Горнем месте. Эта работа художника И.Сошенко, который работал над ней в период с 1846 по 1847 годы. Особое внимание на себя обращают еще две иконы: преподобного Сергия Радонежского и благоверного великого князя Александра Невского. Эти иконы раньше находились в Исааковском соборе в Петербурге и были пожертвованы Немировскому монастырю по просьбе игумении. В 1910 году некоторые Афонские монахи подарили обители икону Божией Матери "Троеручница", которая на данный момент находится в Свято-Троицком Браиловском женском монастыре.
За время правления игумений Аполлинарии в монастыре 1 октября 1860 года была возобновлена работа Духовного училища, где учились девушки-сироты и дети бедных священноцерковнослужителей епархии. Хотя идея создания училища принадлежит предыдущей игумении Аполлинарии, но внедрить эту идею в жизнь в полной мере удалось именно ей. Вначале в училище воспитанниц обучали только Закону Божию, чтению, грамматике и рукоделию. Учителями были сами же инокини монастыря. В 1875 году училище было преобразовано с разделением на подготовительный и на три следующих класса. Была введена особая программа для преподования Закона Божиего, русского и церковно-славянского языков и арифметики. За численностью предметов училище приближалось к сельским школам, но за объемом изучения этих предметов оно полностью в целом могло равняться к такому учебному заведению как прогимназия. В 1884 году Немировское монастырское училище было преобразовано в церковноприходскую школу, в программу которой было введено дополнительные предметы изучения истории и географии.
При монастыре также находились лазарет и гостиница.
С приходом большевитской власти в Украину принесло горе и большие страдания монастырю. Вначале советская власть под предло¬гом недостачи денег на закупку хлеба в 1922 году изъяла все церковные ценности, затем колокола и более 300 десятин земли. К концу 1929 года исполнительные органы советской власти приняли решение о закрытии монастыря. Большая часть монахинь была размещена в Браиловский Свято-Троицкий женский монастырь, часть - в дом инвалидов, а остальные разъехались к своим родственникам В разные села и округа. Здания и храмы обители вначале были в распоряжение воинской части, но вскоре она переехала в другое место. В 1930 году в монастырь была переведана Немировская машино-тракторная станция (МТС), что заняла храмы и несколько помещений. Остальные здания передались под детский дом.
Осенью 1941 года детский дом был эвакуирован при захвате немецко-фашистскими войсками территории, монахини стали возвращаться в монастырь с разных мест. Они заняли несколько помещений, оставленные детским домом; в одном из них, где находилась школа детдома, инокини переоборудовали в небольшую церковь. Всего инокинь насчитывалось до 55 человек разного возраста. Большинство из них ходили на разные работы, а другие занимались рукоделием и обрабатывали свой огород и подсобное хозяйство.
После освобождения территории Украины от немецко-фашистских захватчиков детский дом возвратился на территорию монастыря. Также здесь была образована школа для глухонемых и училище агрономов, но насельниц пока еще никто не трогал. За период 1945-1951 гг. в обители была обновлена Свято-Троицкая церковь, расписаны монахинями иконы для иконостаса и храма. Однако, восстановление продолжалось не долго. По свидетельству архивных данных Немировский Свято-Троицкий женский монастырь в мае 1951 года был закрыт, а насельниц перевели снова в Браиловский женский монастырь.
Вначале храмы не использовались под хозяйственные цели. Исполнительный комитет Немировской районного совета депутатов трудящихся 20 марта 1958 года принял решение № 127 бывший зимний Свято-Успенский храм "как аварийный разобрать".
Божией милостью этого не стало. Настоятель Свято-Николаевского храма пгт.Брацлава, благочинный Немировского округа протоиерей Николай Чорнопищук организовал церковную Общину, добился разрешение на реставрацию храма и освободил его от мусора. Были трудности,был риск до самопожертвования, но Господь защищал его Своей десницей.
Вскоре для немировчан настал день 19 августа 1992 года, когда на праздник Преображения Господне впервые через много лет в Свято-Троицком храме была отслужена Божественная Литургия, которую возглавлял протоиерей Николай Чорнопищук. С какой радостью люди окру-жали своего настоятеля, всматривая в нем живой пример служения Богу.
Священный Синод Украинской Православной Церкви 7 марта 1996 года принял решение благословить открыть Свято-Троицкий женский монастырь в Немирове. Причиной этому послужило, что монастырь открылся под новым именем в честь Святой Троицы, потому что от бывшего Свято-Николаевского монастыря остался только один, возрожденный протоиереем Николаем Чорнопищуком, Свято-Троицкий храм, в котором открылся монастырь.
После принятия от государства монастырь находился в упадочном состоянии: большая часть помещений были разрушены и требовали ремонта. Несколько месяцев будущие монахини проживали на квартирах у добрых людей, пока ремонтировались монастырские помещения. Неоднократно монахиня Галина (Грицишина) обращалась письменно и устно в разные кабинеты бюрократов с просьбою возвратить новооткрывшему монастырю часть церковного имущества. Наконец, через полтора года, монастырю отдали два полуразрушенных помещения и хозяйственный двор.
0 монастыре также беспокоился правящий епископ Иннокентий (Шестопаль). Владыка совершил первый постриг в монастыре 24 декабря 1997 года в ангельский чин монашества инокиню Галину (Грицишину) с наречением имени Херувима и двух послушниц. На следующий день
монахиня Херувима была возведена в сан игумении.
Заботами игумении Херувимы были отремонтированы монашеские келии, построены большой гараж-склад, заасфальтирована территория и хозяйственный двор. Возле храма был выкопан колодец, а над ним построена колокольня.
На данный день обитель имеет семь гектаров земли, которую обрабатывают насельницы, подсобное хозяйство, мастерскую по шитью священнических и церковных риз.
Заботами игумена Пимена (Перкуна) в обитель возвратилась копия утраченой в безбожные годы икона Божией Матери с Младенцем, изображенных на одном полотне со святителем Николаем Чудотворцем. Немировская обитель хранит частицы святых мощей нескольких угодников Божиих.
При монастыре находится Воскресная школа для взрослых и детей, церковная библиотека, церковный киоск по продаже богословской литературы.
Богослужения совершаются в обители ежедневно.
В будничные дни читается акафист святителю Николаю Чудотворцу, затем часы и Божественная Литургия.
В праздничные и воскресные дни - молебень с акафистом, часы и Божественная Литургия.
В монастыре также совершаются Таинства Крещения, Венчания и другие Богослужения по просьбе верующих.
20 июля, на заседании Священного Синода УПЦ, который прошел под председательством Блаженнейшего Митрополита Владимира было принято решение об открытии в г. Ладыжин Винницкой области скита Свято-Троицкого ставропигиального женского монастыря г. Немиров (Журнал №60).
← ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ CВЯТОГО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА | СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ → |
---|