СВЯТО-УСПЕНСКАЯ ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА

Адрес: Тернопольская обл., Кременецкий р-н, г.Почаев. Тел.: (03546) 6-10-44.
Наместник – митрополит  Почаевский Владимир.

Веб-сайт: www.pochaev.org.ua


Почаевская Свято-Успенская Лавра принадлежит к самым известным монастырям Русской Православной Церкви. Сия знаменитая обитель всегда стояла на страже Святого Православия в западных землях Волыни и Галичины. Она воспитала среди своих иноков таких известных подвижников благочестия, как преподобных Мефодия и Иова (Железо).
Точных документальных сведений о времени основания Почаевского монастыря история не сохранила. Основателями этой обители некоторые ученые считают иноков Киево-Печерского монастыря. Спасаясь от нашествия монголо-татарских орд хана Батыя, который разрушил Киев и Печерский монастырь, они в 1237 году пошли на запад и здесь, на Почаевской горе, в природних пещерах нашли себе приют, где горы и леса напоминали им родной Киев, а само название Почаев - притоку реки Дне-пра Почайна в Киеве.
Существует другая историческая догадка, что на Почаевской горе мог существовать монастырь еще до монголо-татарского нашествия на Русь. Некоторые историки Русской Православной Церкви допускают, что монашество на Волыни появилось раньше,чем в самом Киеве. Об основании монастыря в Почаеве в домонгольский период рассказывают и местные народные пересказы, которые подтверждаются сохраненным в Почаев- ской Лавре рукопись польским языком, написанная в 1732 году под заглавием "Монастырь-скит".
Следовательно, объединяя два поданных вышеуказанных взгляда, можно полностью утверждать, что первыми насельниками и основателями монашеской жизни на горе Почаевской были иноки из обители преподобного Мефодия.
В 1213 году набожного жителя Почаева Туркула посетил будущий основатель монастыря Афонский монах Мефодий. Туркул рассказал ему о чудесной горе и чудном явлении Богоматери на ней. Преподобный Мефодий обошел гору и на стволе липы, очистив ее от коры и выгладив, как доску, написал образ Божией Матери в том виде, в каком Она  явилась во сне Туркулу. При этом преподобный Мефодий сказал, что скоро на этом месте будет основан монастырь и слава его будет велика.
Распрощавшись с Туркулом, Афонский инок заповедал не оставлять без внимания это место и посоветовал посетить Святые Места на Востоке. Туркул исполнил пожелания преподобного и после продолжительной поездки прибыл на Афон, где подвизался преподобный Мефодий, и тогда вместе с ним в 1219 году возвратился на Родину.
Во второй раз прибыв в Почаев, Мефодий освятил место для монас тыря, обошел гору со святым Крестом и окропил ее святой водою. На другой день совершилась закладка монастыря-скита,.Вначале строилась церковь и келии для иноков. А в 1220 году была освящена церковь В честь Преображения Господне. Первыми насельниками монастыря стали 12 его строителей, которые избрали настоятелем обители преподобного Мефодия. Он много работал над благоустройством сей обители, заботился о ее расширении и укреплении братии В благочестной монашеской жизни. В этих заботах преподобный мирно почил в Бозе в 1228 году глубоким старцем 137 лет, заповедав похоронить его в могиле, которую он зараннее приготовил для себя возле "неприступного камня. На ней положен был камень с надписью:"Зде лежит возобновитель и страж места святого”.
Другие древние документы в истории Почаевского монастыря рассказывают, что преподобный Мефодий был на только святым подвижником благочестия, а и глубоко просвещенным человеком. Основав монастырь, он наследовал обычай греческих обителей того времени: заложил школу и организовал монастырскую библиотеку. Заботясь о христианском просвещении и набожном житии братии, преподобный Мефодий занимался литературным трудом, в отдельности, толкование Святого Евангелие.
Обитель преподобного Мефодия развивалась и после его кончины. Здесь была основана церковная школа, а общее число насельников возросло до 100 человек. Как свидетельствуют исторические источники, монастырь-скит принадлежал к самым лучшим из всех монастырей Волыни и Подолья.
До ХVI века Почаевская обитель была небольшой. Почаевские монахи проводили пустынную жизнь, подвизалися далеко от людских жилищ в пещерах своей горы. На общую молитву они собирались в небольшом храме Успения Божией Матери, который стоял под горою, напротив современной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских.
Особенным событием в истории Почаевской Лавры было перенесение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы из Орле-замка Анны Гойской в монастырь. Очень интересная история этого события. В середине ХVI века по Волыне путешествовал греческий митрополит Неофит, который собирал с населения пожертвования для Константинопольского патриархата. Митрополит несколько дней гостевал у Гойской в ее семейном замке Орле. В знак благодарности митрополит Неофит, выезжая, благословил хозяйку образом Божией Матери, при этом оставил икону в замке на молитвенную память.
Икона оставалась в замковой часовне около 30 лет и на протяжение этого времени принесла много чудес тем, кто перед ней молился.
Однажды подвели к иконе слепорожденного брата хозяина замка. Он, после проникновенной молитвы, увидел свет Божий. Этот чудесный факт настолько сильно повлиял на душу Анны Гойской, что она решила передать чудотворный образ монастырскому храму на горе Почаевской, считая себя недостойной хранить святыню в доме.
В 1597 году при большом стечении богомольцев с окрестных сел чудотворный образ Божией Матери был перенесен в Почаевский монастырь. Так на святой горе появилась общеизвестная среди православного люда Почаевская икона Божией Матери.
Следует заметить, что Почаев в это время принадлежал к землям графини Анны Гойской. Чтобы должно проявить свое уважение к благодатной иконе, графиня без промедления после перенесения ее в Почаевскую обитель подарила монастырю в виде пожертвования поля, леса, сенокосы, пастбища и даже крестьян в Почаеве, и пожелала, чтобы с того времени на Почаевской горе удерживались восемь православных иноков-людей доброчестных и набожных на правах общежительства.
Таким образом благодаря щедростям графини А. Гойской, монастырь приобрел уважение среди православного народа в обороне святой православной веры от униатской опасности. Чтобы осуществить эту задачу, монастырю нужно было иметь духовного проводника, который стал бы у руля церковно-религиозной жизни вообще. Таким настоящим мужем Провидения В эти опасные для Православия времена стал многолетний игумен Почаевского монастыря преподобный Иов (Зализо).
Великий Божий угодник преподобный, Иов родился около 1551 года в земле Галицкой, в пределах Покутских (ныне - Ивано-Франковская область), у православных родителей. При Святом Крещении был наречен Иоанном. Горя любовью к Богу и ища уединения, он в детстве оставил родительский дом и поселился в Свято-Преображенском Угорницком монастыре, где прозорливый игумен этого монастыря провидел в нем избранника Божия. В 12 лет Иоанн принял монашеский постриг и был наречен Иовом. По достижении совершеннолетия был рукоположен во иеромонаха и вскоре принял схиму с именем Иоанн. Сохранились доныне подписанные - этим именем документы.
По просьбе известного ревнителя Православия князя Константина Острожского он был переведен игуменом в Дубенский Крестовоздвиженский монастырь на Волыни. Князь хорошо понимал, что преподобный Иов будет тем пастырем, который не только словом, но и житием будет давать пример непоколебимой стойкости в вере православной в смутное время для Православной Церкви и на Западной Руси.
Более двадцати лет преподобный Иов в сане игумена управлял оби телью, охраняя Православие от врагов его, готовивших Брестскую унию. Около 1604 года преподобный переселился на гору Почаевскую, где прославился строгой подвижнической жизнью.
В то  время здесь уже был небольшой храм и В нем находилась чудотворная икона. Поклониться цельбоносной Стопе и благодатной иконе Божией Матери на гору Почаевскую прибывало множество богомольцев. Увеличилось число братии.
Преподобный Иов всегда был в трудах и подвигах. Для молитвенных подвигов он удалялся В пещеру и там надолго затворялся, вкушая пищу иногда через три дня, а иногда через целую седмицу (неделю). Преподобный был братолюбив, кроток, милосерд и молчалив. Трудно было от него услышать что-либо, кроме молитвы Иисусовой:"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя".
Жил преподобный Иов в трудное для Православной Церкви время. Преподобный видел, сколь пагубна для православного народа уния. На Киевском Православной Соборе, вместе с другими пастырями, он клятвенно обещал на мощах Киево-Печерских угодников:"В вере отеческой, православной крепко и неизменно стоять и об отступлении никогда не помышлять".
Преподобному много пришлось терпеть притеснений и преследований со стороны противников Православия. Так, в 1618 году, в монастыре была издана книга Кирилла Ставровецкого "Зерцало богословия" для борьбы с унией. Преподобный не бросал также и проповедническую деятельность. В архиве Почаевской Лавры сохранилась рукописная книга под названием "Книга блаженного Иова Зализа, игумена Почаевского, собственною рукою писанная". Этот Сборник поучений преподобного Иова, обращений против латинян и секты социниан (протестантов), которые распространялись по всей Волыни.
Будучи великим подвижником благочестия и ревностным поборником Православия, преподобный Иов был также верным сыном своей Родины и народа. Когда гетман Украины Богдан Хмельницкий поднял украинский народ на борьбу против социально-национального угнетения в королевской Польше, преподобный игумен давал убежище в монастыре всем, кого панская жестокость лишила своего угла и способов жизни.
Прожив более ста лет в непрестанных трудах и великих подвигах, в посте и молитве, преподобный Иов, совершив Божественную Литургию и причастившись Святых Христовых Тайн, 28 октября 1651 года мирно почил. Тело его пребывало погребенным в земле 7 лет и 10 месяцев.
Киевский митрополит Дионисий (Балабан), которому преподобный игумен трижды являлся в сновидении, прибыл в 1659 году в Почаев и при участии Овручского архимандрита Иосафата (Креховецкого) были извлечены в земле мощи преподобного Иова и положены В притворе недавно отстроенной Свято-Троицкой церкви. Сейчас останки преподобного почивают в Пещерном храме, в природной пещере, куда он во время своей жизни часто приходил, чтобы всецело отдаваться подвигам молитвы. Гроб, в котором лежат святые мощи, сооружен на пожертвование Анны Орловой-Чесменской по проекту художника Верховцева в 1842 году.
После смерти преподобного Иова в 1651 году Почаевский монастырь остался почти один православный в западных землях Украины. В эти тяжелые для Православной Церкви времена он берет под свою защиту другие монастыри, угнетенные шляхтою и униатами. Так, в 1712 году Почаевский монастырь дал защиту и убежище инокам Збаражского монастыря.
На униатском соборе в Замосте 1720 года, на котором присутствовали все настоятели монастырей в западных землях Украины, Почаевский игумен Феодосий (Лубенецкий-Рудницкий), истинный поборник Православия не подписал решение собора о причислении Почаевского монастыря в число униатских. Однако, в 1721 году униаты силою овладели монастырем и древняя православная обитель постепенно превратилась в униатский монастырь святого Василия Великого. Благодаря игумену Феодосию в монастыре по-старому совершалось православное Богослужение. Почаевский игумен никогда не подписывался "супериором", а называл себя "архимандритом Каневским, игуменом Почаевским".
В начале ХVIII века в Почаевском монастыре началась бурная издательская деятельность. Тут выходит "Служебник" епископа Феодосия (Лу-бенецкого-Рудницкого), в котором исключены все службы латинских праздников и святых, изданных в предыдущих униатских изданиях. В его "Служебнике" совсем нет тех "апостолов” из книг Ветхого Завета, которые часто попадаются в латинизированных до предела служебниках униатских митрополитов Льва (Кишки) и Афанасия (Шептицкого). Такое самое содержание имеет и первый почаевский "Требник" епископа Феодосия (Лубенецкого-Рудницкого) 1741 года.
Некоторое время почаевские "василиане" наследовали пример епископа Феодосия (Лубенецкого-Рудницкого) и, исправляя тексты старых местных богослужебных книг, использовали даже издания Русской Православной Церкви. Однако, начиная с 1761 года печатание месячных Миней, почаевские "издатели" с фанатичностью исключают из них службы всем Русским святым, кроме преподобных Антония и Феодосия Печерских, святых Владимира и Ольги, Бориса и Глеба, которых униатам было уступлено на соборе в Замосте. Постепенно все издания богослужебных книг насквозь пронизаны латинским духом, и католическим обрядом. В эти изда ния вставляются не только молитвы и чины Рымской Церкви, но и целые службы католическим святым - Игнатию Лойоле, польскому королевичу Казимиру, Яну Непомуке, Иосафату Кунцевичу, печатаются праздники в честь Божиего Тела, Сострадание Богоматери и другие.
Во второй половине ХVIII века Почаевский монастырь постепенно проходит латинизацию и полонизацию. Общежительный монастырь по уставу святого Василия Великого по польскому порядку называется уже "василианским", а монахи - "василианами". Почаевские базилиане начали праздновать у себя латинский праздник Божиего Тела, устраивали в этот день торжественные процессии на улицах, праздновали юбилеи, одобренные Римской Церковью.
Далее усилилось сближение почаевских василиан с латинскими священниками, которым разрешалось совершать по западным обрядам Литургию и Таинства в монастырском храме, а василиане в свою очередь отправляли богослужение в костелах. Это приводило к тому, что униатские монахи перенимали латинские обряды и обычаи. Ответным чином менялись священнические и диаконские облачения в чине богослужения. В храмах монастыря было поставлено несколько конфесионалов (место исповеди), украшенных позолотою и резьбой по дереву. По примеру Западной Церкви во время богослужения играла органная музыка, использовались также скрипка, флейты и другие музыкальные инструменты. В начале XIX столетия в Свято-Успенском соборе Почаевского монастыря не было иконостаса: алтарь не отделялся от средней части храма.
В 1771 году был заложен фундамент Свято-Успенского собора на средства графа Николая Потоцкого, который строился одиннадцать лет. Во время строительства собора, стараниями Н.Потоцкого с южной стороны были построены, на самом краю горы, две пещерные церкви, которые служат контрфорсом к Успенскому собору. Одновременно с собором строился для монахов двухэтажный братский корпус, который с трех сторон , окружает Успенский собор.
Сложным делом для почаевских василиан было глубокое почитание памяти преподобного Иова, известного и неутомимого борца с унией. Они пробовали просто забыть святого. Но это намерение осуществить не удалось, потому что верующий православный украинский народ не мог забыть. Николай Потоцкий начал было даже переписываться с Римом о признании Римской Церковью преподобного Иова как святого но в Риме, узнавши о преданности преподобного Иова Православию, его борьбе с унией и латинством, отказали Потоцкому в его прошении. Василиане нашли другой выход: пещера, в которой почивали святые мощи преподобного, была попросту заложена.
В 1793 году после второго раздела Польши, Волынская земля, а с нею и Почаевский монастырь, отошли к Российской империи. Почаевские василиане почувствовали, что владеть монастырем, насильно отобранный у православных, им долго не прийдется. Потому они начали вести политику возвращение Волыни Польше, особенно во времена нашествия Наполеона брали активное участие В заговорах против российской власти, помогали мятежникам материальными средствами. Обычно,все делалось скрыто и хитро, чтобы не привлечь на себя подозрение в нелояльности. Но польское восстание 1830 года выявило, кем были в действительности почаевские василиане. За участие в восстании руководители монастыря во главе с его супериором архимандритом Скифским были раскрыты и арестованы, а Почаевский монастырь возвращен православным.
10 июня 1831 года Почаевский монастырь вступил в новый период своего существования. Он вернулся в лоно Русской Православной Церкви и был причислен к главным монастырям и переименован в "Лавру". Так, с помощью Божией и Небесной Покровительницы обители Почаевской, она снова стала твердыней Православия на пограничье с латинским Западом. 28 августа 1833 года было второе торжественное открытие святых мощей преподобного Иова, заложенные униатами В пещере. С тех пор этот день и событие каждый год торжественно празднуют в Почаевской Лавре.
В послеуниатский период проводятся большие работы по благоустройству Лавры. Построены так званные святые ворота, колокольня, которая всецельно гармонирует со стилем Свято-Успенского собора, Свято-Троицкий собор в старорусском стиле по проекту архитектора А.В. Щусева.
Первая Мировая война принесла Лавре много страданий и испытаний. Во время оккупации австрийскими войсками часть движимого имущества Лавры было эвакуировано.
Лишь в 1918 году положение в Лавре понемногу нормализовалось: вернули из эвакуации и плена монахов, перевезено из Житомира образ Почаевской Богоматери и святые мощи преподобного Иова, налаживалась хозяйственная жизнь.
В 1920 году Западная Украина, а с нею и Почаевская Лавра, были захватчены буржуазной Польшей. В 1929 году панско-католическая власть решила провести так званную "ревиндикацию", то есть отобрать у православных большое количество церквей и монастырей (числом 724), среди них и Почаевскую Лавру, на том основании, что когда-то они принадлежали униатам или католикам.
Лишь новая смена государственных границ спасла Лавру от повторторного насильственного перехода ее в руки католического духовенства.
Центром обители стала его святыня - Стопа Божией Матери, над которой сооружен величественный Свято-Успенский собор алтарем на север. В начале XIX века этот храм росписывал львовский художник Лука Долинский, а в 1874 году настенную живопись собора обновили лаврские художники под руководством академика М.Н.Васильева, кистью которого принадлежат почти все иконы главного иконостаса.
В Лавре молитвенно почивают местных западнорусских, Волынских святых, борцов за Святое Православие и национальную независимость против иноземного владычества.
Особенно почитаются Волынские святые: благоверный Ярополк, князь Владимиро-Волынский (+1086, 22 ноября), святитель Стефан, епископ Волынский(+1094, память 22 апреля), святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский (+1122, память 10 октября), преподобный Феодор, князь Острожский (+1460, память 11 августа), благоверная княжна Юлиания Ольшанская (+1546, память 6 июля), преподобномученик Макарий Овручский (+1678, память 7 сентября и 13 мая) и Собор всех Волынских святых, в которые также входят другие угодники Божии, празднуемые 10 октября.
Насельники Свято-Успенской Почаевской Лавры проводят большую патриотическую и миротворческую деятельность. Ежедневно в обители возносятся молитвы за мир во всем мире, за процветание нашей Родины, за спасение всех братских народов, которые населяют ее.


 

Комментарии  

 
Виктория
+4 #2 Виктория 28.03.2012 14:36
Я была во всех трех лаврах Украины.
Но Почаевская лавра ближе всех к сердцу моему легла (хоть я и мирской человек).
Приезжаешь туда как домой! Разве может быть что-то прекраснее чувства что тебя здесь ждут, любят и прощают.
Когда приезжаешь в лавру сердце радуется, душа успокаивается. Не надо никуда спешить, ни о чем переживать.
Тут чувствуешь: все что с тобой происходит - воля Матушки нашей, Богородицы! А помощь и теплота Преподобного Иова Почаевского - на долго в сердце остается.
Приезжайте помолиться, очиститься, отдохнуть душой и телом - запомнится поездка на всю жизнь!
Простите, если была некорректна в выражениях.
Пишу от чистого сердца.
Цитировать
 
 
галина
+3 #1 галина 19.02.2012 13:19
Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас!
Я здесь не была, я ничего не видела воочию, но много слышала рассказов и в скорби помазываюсь маслом, освященном от св.иконы Богородицы Почаевской. По благословению одного иеромон.Саватия ищу старца чтобы попросить его помолиться о моих сыновьях- офицерах ЧФ России. Оба с в свое время искренно потянулись к Богу, младший в отрочестве помогал в пономарской в Храме, а теперь ожесточились сердца их, при возможности не посещают богослужений, младший не хочет и слышать о исповеди и Причастии...
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU