Фотогалерея

МУКАЧЕВСКИЙ СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Закарпатская обл., г.Мукачево, ул. Северная,2. Тел.: (03131) 2-48-55.

Настоятельница - игуменья Епистимия (Щербан).


Основателем обители историки считают литовско-русского князя Феодора Карнатовича, о котором легенда рассказывает, что однажды летом, когда князь прогуливался по живописному берегу Латорицы, на него напал змей. Испуганный вельможа никак не мог отбиться. Тогда Феодор Карнатович молитвой обратился к Господу и святителю Николаю Чудотворцу за помощью, пообещав за спасение построить храм Божий. Молитва была услышана, и князь остался невредимым. Позже, выйдя на берег реки с мыслями, где построить обещанную Богу церковь, Ф. Карнатович увидел светлого ангела, который стоял на воде посреди реки Латорицы и показал на противоположный берег Чернечей Горы, сказав: "Здесь строй". Здесь князь построил деревянную церковь, небольшой домик для иноков и дал в 1360 году Грамоту, заповедав, чтобы его на Горе похоронили.
После смерти князя Феодора Карнатовича его вдова Домникия на противоположной стороне Латорицы построила женский монастырь, развалины которого стояли еще в ХVIII веке. Это первое историческое упоминание о женском монастыре Мукачевской епархии.
После смерти князя-благотворителя обитель стала центром славянской письменности и культуры. Здесь переписывались богослужебные книги и святоотеческая литература. Кроме того, именно в Мукачевском монастыре в начале ХVII века была создана первая в Закарпатье церковная школа.
В 1426 году Мукачевской епархией овладел сербский князь Стефан Лазаревич, который отличался глубоким благочестием, а после его смерти 1427 года епархией унаследовал племянник Юрий Бранкович.
Первым игуменом Мукачевского монастыря был Лука. О нем упоминается 1458 годом Матфеем Корвином Грамотой на право закрепления за обителью сел Бобовища и Лавок. Другая Грамота 1488 годом поручает игумену Луки рассматривать жалобы. Время правления игумена Луки можно считать эпохою расцвета монастыря, в то же время началом ве- дения летописи и получение юридического права на свои монастырские владения.
Грамотой от 31 июля 1491 года первым Мукачевским епископом упоминается Иоанн, который пробовал собирать десятину с тех сел, которые находились в ведении Грушевского Свято-Архангело-Михайловского монастыря, что создавало трудные отношения между обителями.
В 1537 году Мукачевскии монастырь был разрушен во время войны между Габсбургами и семигородскими князьями. Мукачево и его пределы переходили из рук в руки. Тогда и пропала большая часть монастырс- ких исторических документов.
Восстановление монастыря проходило с 1538 по 1550 годы при епископе Василие I. Австрийский император Фердинант I считал Церковь важным фактором влияния на людей. Этим же воспользовался епископ Василий I, получив императорскую Грамоту от 1 октября 1551 года, которой приписывалось всем священникам епархии платить епископу все церковные прибыли. До этого некоторые православные священники взымали у своих прихожан церковную дань. Грамота императора от 9 октября 1551 года требовала послушание духовенства Марамороша Му-качевскому епископу.
В то же время особенное давление на православных со стороны Римско-Католической Церкви не было. Епископы назначались по указу князя. Православные епископы по старым традициям избирались духовенством или их рекомендовал предыдущий епископ. Православные архиереи, избранные клиром и даже признаны королем или императором, ча- сто заключались в тюрьмы феодалами и только за выкуп их отпускали на волю.
В 1664 году Мукачевский епископ Иоанникий (Зейкан) построил в монастыре кирпичный храм в византийском стиле в честь святителя Николая Чудотворца. С того времени купола храма сохранились, которые являются древним памятником церковной архитектуры Карпатского края. Позже владыка Иоанникий (Зейкан) был изгнан из обители семиградской княгиней Софией Батори, вдовой Юрия Ракоци, а монастырь она передала униатскому епископу Петру-Парфению, который в нем скончался осенью 1664 года.
В 1693 году монастырем полностью завладели униаты. В этот период трудами и стараниями Димитрия Раца в 1766-1772 гг. в обители был построен новый каменный корпус в стиле барокко, использовав камень и кирпич в строительстве. Покровитель православного иночества Димитрий Раца настойчиво требовал от властей перевести резиденцию епископа из Мукачево в Ужгород.
В ХVIII веке при Мукачевском монастыре существовала духовная школа для иноков, где обучали их богословским наукам. В 1788 году сюда же перевели Марие-Повчанскую школу, выходцами из которой было много ученых-иноков: игумен Иоанникий (Базилевич), игумены Арсений (Коцак), Анатолий (Кралицкий) и другие.
В эпоху управления Мукачевской епархией епископом Андреем (Бачинским)  Австрия находилась в дружественных отношениях с Россией. Правящий архиерей направил в Киево-Печерскую Лавру двух иноков для ознакомления церковным Уставом. Они принесли дар монастырю: ручной серебрянный крест со святыми мощами Печерских угодников. Крест сей и по сей день находится на престоле обительского храма.
12 июля 1862 года в обители возник большой пожар, который уничтожил почти все деревянное перекрытие монастыря. По проекту архитектора Иосифа Мойора восстановление храма и его ремонт был закончен только лишь в 1865 году.
В 1918 году монастырь был заселен католическими монахами-василианами, которые враждебно относились к Святому Православию и ко всей национальной культуре.
24 марта 1947 года Православной Церкви был возвращен древний православный монастырь святителя Николая Чудотворца в Мукачеве. 34 монаха-василианина переселились в греко-католический монастырь села Имстичева Иршавского района, а их место заняли православные инокини во главе с игуменией Параскевой (Прокоп), которая прибыла сюда вместе с сестрами из Липчанского Свято-Рождества Богородицы женского монастыря и из других закрытых советской властью монастырей Закарпатья.
В декабре 1947 года преосвященным Нестором (Сидоруком), епископом Мукачевским и Пряшевским при Свято-Николаевском монастыре были открыты трехмесячные пастырско-богословские курсы, в число которых входило до 18 человек, в основном монашествующие.
Около 50-ти лет духовно окормлял Свято-Николаевскую обитель духовник, ученый, старец-архимандрит Василий (Пронин), который оставил после себя множество церковных, исторических, археологических и других научных трудов по истории Мукачевской епархии. Его работа и исследование позднего палеолита на Чернечей Горе занимают достойное место в исторической науке. Обладая великим смиреним, архимандрит Василий знал 14 иностранных языков, имел ученую степень кандидата богословия и одновременно был кротким монахом-молитвенником и затворником.
В монастыре находятся много чтимых святынь, среди них икона Божией Матери "Скоропослушница", „Иверская” икона Божией Матери, привезенная из Святой Горы Афон и рака с частью мощей преподобного Моисея Угрина.
В „Патерике Печерском” говорится, что Моисей был родом из Венгрии и был приближен к святому благоверному русскому князю и страстотерпцу Борису и служил ему с братом Георгием, которого убили со святым Борисом. Тогда у реки Альты Георгий хотел заслонить собой от убийц своего господина, но воины окаянного (безбожного) Святополка отрубили Георгию голову, чтобы взять золотую гривну, которую надел на него святой Борис. Блаженный Моисей, один уцелев от смерти, пришел в Киев к Предиславе, сестре Ярославовой, где скрывался от Святополка, прилежно молясь Богу, пока не пришел благочестивый князь Ярослав.
В 1996 году высокопреосвященным Евфимием (Шутаком), архиепис-копом Мукачевским и Ужгородским часть нетленных мощей преподобного Моисея Угрина была торжественно перенесена в Свято-Николаевский храм обители.
Одна из многих святынь Свято-Николаевской обители находится список иконы Богородицы "Скоропослушница". Первоначальное прославление Афонского образа произошло в монастыре Дохиар в 1644 году. С тех пор чудесами от него и от многих списков иконы Господь и Его Пречистая Матерь явили неусыпную заботу о человечестве. В 1646 году, через два года после чудесного прославления на Афоне, в Закарпатье произошло другое событие: в Ужгородском замке собрались 63 священнослужителей, иноков и более полутысячи человек духовного сана МукачевекоЙ епархии. Но Своим Промыслом Господь не оставлял православных: униаты очень долго не могли утвердиться в древнем христианском Закарпатье, народ испытывал любовь к Православию, к его святыням, родному языку и обычаям.

             

 

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU