Фотогалерея

ГУСТЫНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Черниговская обл., Прилукский р-н, с.Густыня. Тел.: (04637) 6-61-29

Настоятельница - игуменья Вера (Таран)

Густинский монастырь находится недалеко от местечка Прилук. Расположен монастырь на острове, образуемом рекою Удаем. Остров в древности был заросший густым лесом, отчего и получил свое название "Густыни". От названия острова и монастырь называется Густынским. От имени главного престола соборной монастырской церкви, освященного во имя Святой Троицы, монастырь называется Троицким.
Благословение на основание Густинского монастыря в 1600 году дал настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Елисей (Плетенецкий) схииеромонаху Иоасафу и иеромонаху Афанасию, которые пришли в Киев из Святой Горы Афон. Первое время иеромонах Афанасий прожил в Лавре, а потом из нее удалился в местечко Межигорье под Киевом, куда за ним последовал старец Иоасаф. В Межигорье Афанасий, при участии Иоасафа, заново основал и восстановил Межигорский монастырь, который был разрушен полчищами монголами на подступах к Киеву ханом Батыем. Афанасий был избран игуменом Спасо-Преображенского Межигорского монастыря. Для распространения благочестия и монашеской жизни старец Иоасаф пожелал устроить где-либо новый монастырь. Испросив благословения у настоятеля монастыря, он взял с собою двух иноков-иеромонаха Евфимия и монаха Геннадия, и удалился в Заднепровскую сторону для отыскания места под обитель. Найдя наилучшее место для монашеской жизни, Иоасаф со своими учениками поселился на острове. По благословению Божию, в самой густоте лесе он с молитвою водрузил крест на место будущей обители. Находясь на острове, Иоасаф много трудился со своими учениками над построением келий. По милости Божией он получал немалую помощь от местных жителей, которые жертвовали деньгами, строительными материалами и продуктами питания. Кроме построения келий и ограды В 1614 году Иоасаф построил малую деревянную церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. К этому времени около него увеличилось число братии, которая пожелала иметь над собою настоятеля. Все единогласно избрали настоятелем новоустроений обители старца Иоасафа, принявшего уже в то время схиму. Так возник на Густыни новый монастырь с храмом, с достаточным количеством братии, с правильным укладом монастырской жизни.
Новосозданная обитель во многом еще нуждалась и требовала усиленных трудов и молитв по ее благоустройству. Со временем тело бренное у Иоасафа стало старым и слабым, он в поиощь себе избрал известного ему по духу и благочестию Исайю (Копинского), игумена и начальника Антониевых пещер в Киево-Печерской Лавре, желая видеть в нем своим преемником по управлению Густинским монастырем. Приняв приглашение Иоасафа и с благословения архимандрита Лавры игумен Исайя прибыл в Густынь. Осмотрев и одобрив выбранное место для монастыря, Исайя испросил право на владение островом Густынью у князей Вишневецких, которые имели во владения эти земли. Для этого он, по получении рекомендательных писем от Лубенских князей, бывших управляющих имений Вишневецких, Симеона Лыко и Симеона Свяцкого и от других знатных по происхождению и положению лиц, отправился вместе с Иоасафом на Волынь к православному князю Михаилу Корыбуту Вишневецкому. Князь Вишневецкий охотно исполнил просьбу Исайи и Иоасафа и дал им в 1615 году Грамоту с правом владения островом и другими местностями с примыкающими к ним пахотными и сенокосными землями, лесами, прудами и другими угодиями. После смерти князя Михаила Вишневецкого В 1619 году супруга его Раина (Ирина) Могилянская подтвердила Грамоту на полное владения этими землями.
Получив желаемую Грамоту на полное владение островом Густынью и разными другими угодиями, Исайя приступил к дальнейшему благоустройству монастыря. Он построил несколько новых зданий и трапезный теплый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы с пределом при нем во имя Рождества Богородицы. Заботясь о благоустройстве Густынского монастыря, Исайя в то же время основывал и устраивал два скита: Ладинский В 1616 году и Мгарский или Лубенский в 1619. Эти скиты принадлежали Густынскому монастырю и от него получали все необходимое для первоначального своего существования. С течением "времени эти скиты отошли от ведения ими Густынским монастырем и были обращены в самостоятельные обители.
Неоднократно Густынский монастырь подвергался тяжкими испытаниями: так, в 1625 году, в 1636 и в 1671 годах пожары истребили почти все здания в монастыре. Но благодаря помощи Божией монастырь после пожаров вновь отстраивался.
В 1674 году гетман Иван Самойлович построил на свои средства каменную с пятью купалами Свято-Троицкую церковь. В День Сошествия Святого Духа в 1675 году этот храм был освящен во имя Пресвятой Живоначальной Троицы архиепископом Черниговские Лазарем (Барановичем), который при этом освящении церкви рукоположил в сан иеромонаха, пребывавшего в Густынской обители, иеродиакона Димитрия (Туптало), впоследствии славного светильника Русской Церкви и причисленного Церковью к лику святых, митрополита Ростовского.
Свято-Троицкая церковь стоит на телах невинно убиенных мучеников. Об этом факте Густынская летопись в общих чертах рассказывает:
„В одно из нападений на Малороссию врагов ее, все жители Украины, спасаясь от преследований непреятеля, разбегались из своих домов и укрывались в лесах и в других потаенных местах. Многие были умерщвлены варварами. Вблизи Густынской обители враги убили троих маленьких младенцев и тела их бросили в поле недалеко от монастыря. Трупы младенцев лежали три дня и три ночи, и ни зверь их не тронул, ни мороз не сковал их членов: они как были брошены, в таком виде и сохранились, и тела их были мягки, хотя стояли морозы и был снег. Некоторые благочестивые христиане принесли тела этих невинных мучеников в монастырь, где предали их земле, хотя, впрочем, в неудачном месте. При постройке Троицкой церкви игумену явились во сне три младенца и сказали, что они перед Всевышним молятся за монастырь и за монастырскую братию. Игумен долго размышлял о виденном. Наконец, он передал об этом одному старцу-иноку. Тогда сей последний рассказал о случае убиения трех младенцев и указал место их погребения в монастыре. Игумен приказал разрыть могилы младенцев и вынуть из земли их гробы. Когда гробы были открыты, тела мучеников-младенцев оказались нетленными. Тогда они были перенесены для погребения в более достойное место и похоронены на том месте, где строилась церковь: над могилами невинных страдальцев был построен алтарь церкви во имя Святой Троицы".
Следуя примеру князей Вишневецких, многие начальствующие и частные лица разных званий и сословий жертвовали на монастырь свои вклады. Также жертвовали земли, леса, сенокосы, рыбные водоемы, дома в городах и селения со всеми принадлежащими к ним землями и постройками, сады, огороды и пруды. А гетманы и богатые паны отдавали монастырю даже целые селения, хутора и деревни, закрепляя их за монастырем в вечное пользование.
Кроме того, монастырь имел право и возможность покупать земли, леса и другие угодия. Ему принадлежали земли в трех уездах: Прилук-ском, Роменском и Путивльском, тогда принадлежавшим к Черниговской губернии. Всех земель монастырю насчитывало более трех тысяч десятин и свыше трех тысяч душ крестьян.
Благодаря жертводателям к концу ХVIII столетия Густынский монастырь находился в полном процветании, считался самым богатым из всех монастырей Малороссии и назывался в простонародье "второю Лаврою".
К концу правления Российской империатрицы Екатерины II многие монастыри Малороссии были упразднены. В число упраздненных монастырей вошел и Густынский монастырь, который был закрыт в 1793 году.
Благодаря заботам и хлопотам преосвященного Гедеона, архиепископа Полтавского, Густынский монастырь вновь получил, самостоятельность и восстановлен В сороковых годах XIX столетия. Вследствие ходатайства преосвященного Гедеона, Указом Святейшего Синода от 18 декабря 1843 года постановлено восстановить и снова открыть Густынский монастырь с присвоением ему степени 3 класса и с назначением ему настоятелей в сане архимандрита.
При открытии Густынской обители было предписано первоначально перевести из Лубенского (Мгарского) монастыря монашествующих и послушников монастырских. Для дальнейшего пополнения числа братии епархиальным Указом духовной консистории было объявлено всем вдовствующим из духовенства: священникам, диаконам и причетчикам, приглашение к поступлению в Густынский монастырь в надежде пострижения в монашество.
С приходом большевитской власти Густынский монастырь был закрыт, на территории которого была размещена трудовая детская колония. Дети-колонисты В храмах уничтожали фрески, грабили семейные склепы, разрывали могилы, выбрасывая кости мертвых на поверхность земли, которые валялись почти по всей территории монастыря. Часть церковного имущества было передано в местный Прилукский краеведческий музей. Все монастырские строения были переданы дому-интернату для пристарелых, которые не могли за собой присмотреть. Жили пристарелые там, где раньше проживали монахи. Одним словом уничтожалось все церковное начинание.
Во время Великой Отечественной войны вся местность была занята немецкими оккупантами. Монахини, закрытого в советское время Ладинского Свято-Покровского монастыря, обратились в Прилукский немецкий старостат о просьбою открыть Густынский монастырь. Немецкая власть дала на их прошение добро и в мае 1943 года по 1959 год монастырь был открыт, но уже как женский.
В 1959 году, в хрущевскую "оттепель", монастырь снова закрыли, открыв В нем приют для психически ненормальных женщин.
В 1993 году в день святой великомученицы Варвары монастырь обрел свое четвертое возрождение. В нем снова загорелась неугасимая лампада и вознеслись горячие молитвы перед иконой Святой Живоначальной Троицы и Густынской Божией Матери за весь мир и за всех православных христиан.
 

 

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU