ЧУМАЛЕВСКИЙ СВЯТО-ВОЗНЕСЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Закарпатская обл., Тячевский р-н, с.Чумалево, ул.Дружбы,10. Тел.: (03134) 4-05-19
Настоятельница – игуменья Феодосия (Поп)

 



Вознесенский монастырь занимает плоскую вершину, обсаженную плодовитыми и дикорастущими деревьями горы Осиряк. Это название про- исходит от слова "серый": на фоне высоких зеленных Карпатских гор - эта гора, покрытая однородным кустарником, издали кажется серой. Монастырь называется также Чумалевским, потому что находится в двух километрах к западу от села Чумалево Тячевского района.
История Чумалевской Свято-Вознесенской обители неотделима от ис тории закарпатского народа, который долгие годы был порабощен унией. Ценой великих жертв и страданий удавалось сохранять Православие нашим отцам и дедам, и только по рассказам, переходящим из уст в уста узнаем мы о первых ревнителях Православия, их исповедничестве и вопиющих гонениях за православную веру со стороны униатов.
Святая обитель строилась на добровольные пожертвования клириков и мирян. Православные священники, выходцы из простого верующего народа, с ревностью исполняли свой долг, народ же относился к пастыря Церкви Христовой с большим уважением и любовью. Главной задачей было "устройство православных храмов и монастырей. Сооружались они не по планам архитекторов-храмостроителей, а, исходя из материальных возможностей, - простыми мастерами под руководством священников. Еще во время Первой Мировой войны, будучи мирянами, эти священники побывали в России, где были утверждены в истинах православной веры. Многие,из них возвращались в родные края будучи в священном сане. Они и положили начало возрождению Православия в Закарпатье.
В памяти местных жителей хранится воспоминание о том, что под горой Осиряк жил в землянке Христа ради юродивый Георгий Кароль. За 30 лет до основания обители он неоднократно говорил, что на этой горе будет монастырь. Скончался блаженный Георгий в 1937 году и был погребен на кладбище в с.Чумалево.
Монастырь был основан в 1925 году трудами вдовы Марии Рыбарь, при деятельном участии двух ее родных братьев - монаха Илариона и мирянина Василия. Много трудов на строительство обители положили священник Георгий Кениз, протоиерей Иоанн Бабич, протоиерей Михаил Розман,иеромонах Сергий (Мурашко), иеромонах Дамиан (Бынь), иеромонах Доримедонт (Андришко). Через непродолжительное время обитель была освящена.
Монах Иларион (Рыбарь) в 1926 году был рукоположен в иеромонаха и назначен духовником в новооснованную обитель, где служил по 1939 год. Скончался он, в 1969 году иеросхимонахом с прежним именем. По хоронен он на кладбище в своем родном селе Дубовое Тячевского района. Василий Рыбарь скончался  в 1952 году и похоронен на том же кладбище.
Отец Георгий Кениз был рукоположен во пресвитера в 1922 году епископом Пражским Сергием (Королевым) и назначен настоятелем на приход В свое родное село Копашнево. С 1935 года был назначен настоятелем этого прихода его сын протоиерей Михаил Кениз. Отец Георгий скончался 5 апреля 1938 года. Похоронен в ограде основанного им Свято-Покровского храма в том же селе.
Протоиерей Иоанн Бабич был настоятелем прихода В селе Терново Тячевского района, протоиерей Михаил Розман - находился за штатом, проживая В своем родном селе Чумалево; иеромонах Доримедонт (Андришко), служивший в обители в 1952-1960 гг. В сане игумена являлся одним из священников Мукачевского монастыря.
Иеромонах Сергий (Мурашка) был духовником обители В 1939-1947 годы, скончался в 1947 году и похоронен на монастырском кладбище; иеромонах Дамиан (Бынь), бывший монастырский духовник с 1947 по 1952 годы, скончался В 1954 году в Ровенской области.
Помимо названных священнослужителей, в обители был духовником
иеромонах Досифей (Шандра) - В 1960-1962 годы. Совершавший здесь служение с 1962 года схииеромонах Артемий (Половка) находился в обители на покое с правом служения.   
В 1938 году скромная и благочестивая Мария Рыбарь, с большим усердием трудившаяся по благоустроению обители, была пострижена в мантию с прежним именем - в честь святой равноапостольной Марии Магдалины и была возведена в сан игумении. Ее брат - иеромонах Афанасий подвизался в Иверском монастыре на Святой Горе Афон.
В объединенном Чумалевском монастыре по благословению архиепископа Мукачевского и Ужгородского Григория в 1968 году была назначена настоятельницей монахиня Евгения (Фарковец). В 1969 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I Московского и всея Руси она была возведена в сан игумении.
По благословению Святейшего Патриарха Пимена и заботами правящего архиерея в 1975 году был проведен капитальный ремонт главного Вознесенского храма, который имеет форму в плане креста. Храм по-монашески прост, не имеет привычных архитектурных украшений. Тем не менее силует его четок, а после ремонта приобрел некоторую выразительность, благодаря обновленным куполам и венчающим их православным восьмиконечным крестам.
Для обновленного храма устроен новый деревянный иконостас с позолотой. Иконы для иконостаса приобретены стараниями игумении Наталии (Ильчук), настоятельницы Корецкого монастыря.
В обители также есть домовая церковь В честь Успения Пресвятой Богородицы и часовня во имя пророка Божия Илии.
По внешнему виду храм обители подобен многим русским храмам, внутри же имеет свои национальные особенности: иконы украшены украинскими рушниками, расшитыми вручную крестиками, цветами и традиционными церковными орнаментами. Все хоругви - из различных тканей с иконами по обеим сторонам.
Чумалевская обитель - общежительная. Уединенностью своей, скромностью деревянных построек, простотой и строгостью иноческой жизни она напоминает скит. Устав заимствован из различных монастырских уставов, с учетом местных условий иноческой жизни.
Задолго до рассвета зимой и до восхода солнца летом по местному времени инокини по звону колокольчика "восстают от сна", следуя древнему монашескому наставлению -"да не застанет тебя солнце на ложе твоем", и собирутся в храм. В 4 часа утра ударяют в колокол, и священник произносит начальный возглас. Следуют утренние молитвы, Полуношница, акафист, Утреняя, Часы и Божественная Литургия.
После службы по звону била сестры собираются в трапезную на завтрак. Во время завтрака, также обеда и ужина, очередная сестра читает Житие святого и Добротюлюбие. После молитвы инокини расходятся на монастырские послушания. Одни из них вышивают, шьют все необходимое для храма и сестер обители, другие выполняют иные послушания: в обители есть свое небольшое подсобное хозяйство.
Кроме выполнения общих монастырских послушаний, насельницы трудятся на полях в ближайших селах.
В 6 часов вечера по местному времени в летнее время, а зимой в 4 часа сестры по звону колокола собираются в храм на Вечернее Богослужение, состоящее из девятого часа, Вечерни, Повечерия с каноном Божией Матери.
После ужина в трапезной читаются Вечерние молитвы. Затем сестры в келиях выполняют ежедневное правило, состоящее из кафизм, канонов, акафистов, Иисусовой молитвы и чтения Памянника о живых и умерших.
В воскресные и праздничные дни Богослужение начинается в 6 часов утра. В престольные праздники - Вознесение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, день памяти пророка Божия Илии - совершаются две Божественные Литургии.
Церковные песнопения, сестры поют на гласы, но несколько видоиз-мененно - закарпатским унисонным напевом. Вначале сестрам незнакомы были нотные композиции. После освобождения Закарпатья в 1944 году и воссоединения Мукачевской епархии c Матерью - Русской Православной
Церковью обитель стали посещать и русские паломники. Благодаря им сестры обители стали знакомится с сочинениями русских церковных композиторов.
Первоначально Богослужения совершались исключительно  по Минеям, а после воссоединения в монастыре совершались службы чтимым иконам и святым по богослужебным книгам на церковнославянском языке.
За каждым богослужением сестры монастыря возносят молитвы не только о своей обители, но и о всех иночествующих, о всей Святой Пра вославной Церкви и о стране нашей, дабы она в благополучии и мире находилась, о единении и мире для всего человечества.
В монастырь на богомолье приезжают верующие многих национальнос тей: русские, украинцы, молдаване, румыны, венгры, словаки и другие.
Особо чтимые святыни монастыря: четыре иконы Божией Матери."Сла дкое лобзание" или "Гликофилусса", "Ченстоховская", "Скоропослушница" и „Иверская”.
Икона Божией Матери „Сладкое лобзание” входит в список чудотворных икон, находящихся на Святой Горе Афон Филофеевского монастыря. Сия икона была подарена Константинопольским патриархом  Савватию, епископу Пражскому и всея Чехословакии, который, благословляя новую обитель, передал ее игумении Марии.
Церковное Предание говорит, что эта одна из семидесяти икон, написанных рукою святым апостолом и евангелистом Лукой.
Образ прославился в царствование греческого императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.). У некого Симеона, приближенного к императору, была жена Виктория, которая не отреклась от почитания икон. Она хранила в своих покоях образ Богородицы, перед которым тайно молилась. Когда Симеон узнал об этом, то потребовал сжечь икону. Благочестивая жена не отдала святыню на поругание, предпочитая доверить ее морским волнам.
Через несколько лет сей образ явился на берегу моря перед Афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью приняли его и отнесли в соборный храм монастыря. Место явления иконы назвали „Агиасмой”. В Светлый понедельник ежегодно сюда из обители совершается Крестный ход.
Нельзя не упомянуть об одном назидательном чуде, случившемся в монастыре 1830 года. В Филофеевский монастырь из Адрианополя пришел один богомолец. В искренней беседе екклесиарх обители поведал ему о чудесном обретении иконы Божией Матери „Гликофилуссы”. Богомолец с любопытством распрашивал обо всем, но по окончании разговора заявил, что только ребенок может поверить такой сказке. От такого сомнения о чудесном явлении образа лишь один шаг к отрицанию чудес, явленных Христом.
Но доводы инока не убедили богомольца. Сама Царица Небесная рассеяла в его душе тьму неверия. В тот же день с ним случилось чудо, навсегда изменившее его жизнь. Он проходил по верхнему этажу монастырского дома, оступился и упал вниз. Тут он воскликнул:”Пресвятая Богородица, помоги мне!” И спустился на землю без всякого труда.



 

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU