ИЗА-КАРПУТЛАШСКИЙ СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Закарпатская обл., Хустский  р-н, с.Иза-Капутлаш. Тел.: (03142) 2-20-23

Настоятель – архимандрит Адриан (Малета)

 

 

 

 

Село Иза находится в восточной части Закарпатья - Марамороше, где в середине ХVII-ХVIII веков усилилась экспансия греко-католиков в этом крае и истинная православная вера здесь удерживалась дольше. В начале XX века село стало центром возрождения Православия в Карпаторусской земле.
В памяти жителей села Изы свято хранится имя греко-католического священника Иоанна Раковского, который в течение 26 лет проповедовал среди местного населения, что истина есть только в Православии. Эта проповедь в начале XX века дала весьма ощутимый результат.
Отец Иоанн был великим патриотом славянства. Он искренне любил свой русинский народ и его культуру, церковновосточный обряд и близкий русинскому церковнославянский язык. За религиозные и национальные убеждения Божий служитель неоднократно подвергался преследованиям со стороны католической власти Венгрии. Под влиянием проповеди священника Иоанна Раковского многие изяне перешли в Православие. Дело его продолжили другие самоотверженные пастыри и миряне. Во главе православного движения встало и монашество. Немало молодых изян, желая стать иноками, посещали Святые Места Ближнего Востока и Святую Гору Афон, чтобы укрепиться там в вере и истине. Возвращаясь домой они несли по Закарпатью дух истинной веры, проповедовали чистоту Православия и где можно было основывали монастыри.
К началу недовольства в Изе послужило то, что в 1901 году униатский священник С.Полянский сократил церковное чтение парамий. Во время спора по этому поводу трое прихожан по настоянию С.Полянского покинули храм: Иоаким Вакаров, Максим Плиска и Василий Лазарь.
В 1902 году жители Изы посылают трех послов к сербскому православному епископу Лукиану (Богдановичу) В Будапешт, который направляет их к митрополиту Георгию (Бранковичу) в Сремские Карловцы. Митрополит своим Указом назначил в Изу священника Герасима Петровича, но "стараниями" униатского епископа Юлия Фирцака отец Герасим в Изу не прибыл. По просьбе того же Фирцака Австро-венгерский император Франц Иосиф запретил въезд сербским православным пастырям в Изу.
Однако, несмотря на усиленное давление со стороны греко-католического духовенства стремление к Православию среди карпаторуссов возрастала. В 1903 году уже 380 семейств в Изе объявили себя православными и лишь 70-80 семейств временно остались верными унии.
После Первой Мировой войны вернулись из плена иеромонахи Алексий (Кабалюк), Амфилохий (Кеминь) и Матфей (Вакаров) решили построить в Изе мужской монастырь по образцу православных монастырей России. Место под строительство храма осталось то, где стояла церковь, в которой служил известный миссионер священник Иоанн Раковский.  
Первыми иноками будущего монастыря кроме иеромонахов Алексия, Амфилохия и Матфея были Георгий (Кудря) Василий (Прокоп), Михаил (Симулик), Юрий(Вакаров), Иоанн (Иваняс), Дмитрий (Бинь), Дмитрий (Барна) и др., которые энергично взялись за строительство обители. Временно они жили в церковном домике, который потом был передан Общине. Руководил строительством иеромонах Матфей (Вакаров).
В 1921 году перед праздником святого пророка Илии из Югославии на Закарпатье прибыл преосвященный Досифей (Васич), епископ Нишский. На общем монастырском собрании святитель благословил игуменом монастыря иеромонаха Алексия (Кабалюка) и отслужил первую Божественную Литургию в новопостроеннои в монастырском храме святителя Николая Чудотворца. А В праздник Преображения Господня, 19 августа, в Изе открылся Первый Собор Православной Церкви в Закарпатье, на котором был провозглашен Преосвященный Досифей (Васич) Карпаторусским епископом и избран Центральный Комитет Православных Общин.
С ростом числа насельников монастыря возник вопрос о строительстве новых жилых корпусов. На духовном монастырском соборе 15 мая 1925 года инокам было разрешено перенести за село Изы монастырь и там построить корпуса с монашескими келиями с домовой церковью. А настоятелем Изянского монастыря избрали иеромонаха Матфея (Вакарова).
Однако, наступил вопрос, где строить монастырь? Вопрос решил приезд в монастырь отец иеромонаха Димитрия (Кеминя), который пред¬ложил свою землю под строительство обители на востоке села Изи в урочище "Карпутлаш" между селами Нанковым и Изою. На соборе иноки приняли это предложение и строительство обители началось.
На тот час в монастырской кассе насчитывалось всего 35 тысяч чешских крон, а по стоимости на строительство необходимо было 135 тысяч. Поэтому игумен Матфей обратился к приходским иеромонахам с просьбою помочь. Со временем братия монастыря собрала еще 40 тысяч, некоторые денежные средства поступали от прихожан, а потом был взят в банке кредит с возвратом.
В 1927 году на монастырской территории началось строительство другого жилого корпуса,зимнего теплого храма во имя святого пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня и большого хозяйственного сарая.
С приходом правящего архиерея епископа Дамаскина (Грданичка) начинается новый более отрадный период в жизни Карпаторусской Православной Церкви. Благодаря ему чехословацкое правительство в 1932 году признало законными 115 православных приходов и действующих монастырей.
По благословению святителя Дамаскина с 7 августа по 2 сентября 1933 года в Свято-Николаевском Изском монастыре действовали епархиальные двухнедельные курсы для всего православного духовенства Сербской юрисдикции, причем слушатели были разделены на две группы: одна заменяла на приходах другую.
На этих курсах читались лекции по следующим предметам: пастырскому богословию, гомилетике, катехизису с методикой, литургике, церковному праву, ведению метрик и гражданскому законодательству о заключению браков, обличительному богословию, истории Церкви, истории Православия в Карпатской Руси, гигиене и первой помощи в несчастных случаях, садоводству, администрации и правилам письмоводства.
На пастырских курсах преподовали сербские богословы под руководством епископа Дамаскина (Грданичка). По окончании курсов священнослужители сдавали экзамены. Подобные курсы действовали также в 1935 и в 1937 годах.
Поскольку домовая церковь при монастыре святого пророка Иоанна  Предтечи уже на то время не могла вместить всех желающих молиться, архимандрит Матфей (Вакаров) в 1945-1946 годах построил большую часовню с одним алтарем, что давало возможность принимать всех желающих в Богослужении. А в 1950 году за 20 тысяч рублей был куплен большой 3-х тонный колокол.
За время существования из Свято-Николаевского монастыря вышло около 40 иеромонахов и один епископ Дорофей (нынешний митрополит Пражский).
В 1959 году советская власть монастырь полностью закрыла, все монастырское имущество конфисковала, а в 1964 году бульдозерами снесли все строительные сооружения и на месте разрушенных храмов и монашеских келий в 1970 году построила туберкулезную больницу.
В начале 1990-х годов обитель стала возрождаться. Сюда стали возвращаться иноки, где постепенно наполнялась православная духовно- молитвенная монашеская жизнь. Возглавил монастырскую Общину архимандрит Стратоник. Освящение места под строительство Свято-Николаевс кой церкви было совершено 27 марта 1994 года. Храм был построен в русском стиле: колокольня соединяется коридором с храмом.

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU