СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МАТРОНИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Черкасская обл., Чигиринский р-н, с.Мельники


      

Свято-Троицкий Мотронинский женский монастырь расположен среди бесконечных лесов Чигиринщины на благословенном Черкасской земле. Монастырь, как правило, создавался молитвой и трудом первого подвижника, который ощутил на этом особенном месте благодать Божию, избрав это пустынное место для христианской подвижнической жизни.
Исторические свидетельства говорят, что еще до поселения христианских подвижников здесь находилось скифское поселение с языческим капищем. В XX столетии ученые-археологи обнаружили здесь языческий жертвенник, на котором были изображены солярные знаки, означающие аграрный культ Солнца. Но Господь определил сему месту новое назначение - назначение молитвы и труда.
Об этих событиях свидетельствуют монастырские летописи, в которых говорится, что В 1685 году игумен монастыря иеромонах Пафнутий показал под присягою место Троицкого Мотронинского монастыря, который был разрушен во время нашествия хана Батыя. Еще в 20-х годах XIX столетия, недалеко от нынешней Троицкой церкви, находился мраморный камень, водруженный на месте существовавшей здесь раннее церкви.
А другое сказание говорит совсем о другом. Отправляясь в поход с дружиной для защиты стольного града Киева от печенегов, Смелянский храбрый воевода приказал своей красавице-жене Мотроне, чтобы она берегла крепость, построенную им. День и ночь ждала молодая жена-княгиня своего любимого мужа. Решив проверить надежно ли охраняется его крепость, воевода приказал своей дружине переодеться в другие одежды. Неожиданно у валов крепости появилось чужое войско с чужими сзнаменами и в чужих одеждах. Мотрона отдала приказ в бой с противником. Градом посыпались стрелы, завязалась битва. Не разглядели храбрые защитники крепости в ночной темноте, что под чужими шлемами - дорогие им лица, под вражескими доспехами - родные сердца. Погиб в ту ночь и сам бесстрашный воевода. Чтобы постоянно возносились к Престолу Божию молитвы, вдова-княгиня на свои деньги велела построить на том месте мужской монастырь, который и по сей день носит имя княгини Мотроны.
Благодать Божия никогда не оставляла сие место, которая снова собрала сюда монахов и подвижников. Постепенно монастырь отстраивался, и в монастырских записях находим, что в 1568 году "монахи начали возобновлять разоренное святилище благословением православного митрополита Киевского Ионы (Протасовича)". Монастырская летопись свидетельствует о том, что В 1568 году монастырь получил благословение Киевского митрополита. Но само возобновление началось значительно раньше.
Еще в 1362 году литовский князь Ольгерд, минувши Канев и Черкассы, проходя территорию, на которой расположен Мотронинский монастырь, встретился на Синей Воде (речка Синюха) с татарами и победил их. Это могло способствовать возрождению Мотронинского скита.
Гетманы войска Запорожского покровительствовали православным обителям. Они выступали не только защитниками родной земли, но и защитниками Православия. Часто Запорожское войско защищало православную веру от многочисленных безбожных завоевателей, которые угрожали ей со всех сторон. Наряду с принятием под покровительство войска Запорожского Киево-Печерского Братства, был взят под его защиту и Мотронинский монастырь, о чем говорится в монастырских летописях об Универсалах гетмана Украины Петра Сагайдачного 1620 и 1621 годах. При содействии этого гетмана В монастыре была сооружена новая церковь.
В 1596 году была принята Брестская уния и православному населению Украины постоянно угрожало обращение в унию. Украинские гетманы много потрудились, чтобы сберечь на своей родной земле Православие. Когда в Украине не оставалось ни одного православного епископа, гетман Петр Сагайдачный добился возобновления православной иерархии. Воспользовавшись случаем, он Б 1620 году упросил Иерусалимского патриарха Феофана рукополижить епископов для Украинской Православной Церкви, который возвращался из Москвы через Украину в Иерусалим.
Мотронинский монастырь снова оказался в вихре исторических событий освободительной войны 1648 года под предводительством гетмана Украины Богдана Хмельницкого. Новой жизнью закипели Черный и Чумацкий пути, которые пролегали под самыми стенами монастыря. По ним неустанно неслись гонцы из Запорожья в Украину и обратно В Запорожскую Сечь. Позже этими же путями потянулись посланники многих европейских и азиатских стран: послы польского короля, турецкого султана, Швеции, Ватикана, Венеции, России. В период освободительной войны Чигирин стал не только резиденцией гетмана, но и столицей Украины.
В 1664 году монастырская братия обратилась к польскому королю Яну Казимиру, который находился в Борисполе, с прошением о даровании монастырю документа, в котором были указаны привилегии монастырю. К сожалению сей документ не сохранился до настоящего времени.
В 1671 году гетман Петр Дорошенко принял игумена Мотронинского монастыря в своей резиденции в Чигирине и выдал монастырю Универсал, в котором закреплялись права и привилегии, наданные монастырю прежде.
В 1677-1678 годах во время знаменитой обороны Чигирина, Мотронинский монастырь был сожжен до тла и разорен.
К счастью опустошение монастыря продолжалось недолго. В 1685 году Киевский митрополит Гедеон (Святополк-Четвертинский) благословил на старом месте построить часовню и малую церковь. И монастырь опять начал отстраиваться, хотя прежнего своего величия и богатства достичь уже не мог.
В 1711 году после заключения Прутского мира, украинские земли на правом берегу Днепра, не включая Киева, оказались под властью Речи Посполитой. В 1717 года Чигиринский староста, польский магнат Ян Яблуновский, удовлетворил письменное прошение настоятеля Мотронинского монастыря схимонаха Игнатия и разрешил отстраивать обитель, оказывая при этом содействие: выделив для работ людей, лошадей и телеги. Более того, он запретил причинять монастырю убыток, освободил все монастырские земли от податей, а также десятины пчелиной, согласно древним монастырским правам.
В 1726 году была заложена, а 21 июня 1727 года освящена новая церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.
15 марта 1765 года польский комиссар Сичинский словесно объявил, что Мотронинский монастырь должны отобрать и подчинить протекции униатам. В противостояние униатам, игумен Мотронинского монастыря Мелхиседек отправился В столицу Российской империи в Петербург, где импе-риатрица Екатерина II дала распоряжение русскому послу при Варшавском дворе князю Репнину защищать права Православной Церкви в Украине перед польским королем.
6 января 1766 года игумен Мелхиседек прибыл в Варшаву и передал письмо империатрицы князю Репнину. Одновременно он исходатайствовал подтверждение давних прав монастыря у польского короля. 3 марта король выдал игумену Мелхиседеку документ о свободе вероисповедания и прекращении преследований православных на территории польского государства.
Обрадованный игумен возвратился в свой монастырь. Написанное на бумаге не прекратило гонений на православных со стороны униатов. Чем больше православные старались защитить свою веру, тем больше жестокости проявляли униаты вплоть до физической расправы.
В 1768 году униаты сначала разграбили Мотронинский монастырь, затем разорили его, а монахов разогнали.
Бесправный, порабощенный и униженный народ униатами, с оружием в руках восстал на защиту своих прав. Видя безумие униатов, воистину Господь навел на них карающую руку колиив.
И вновь Мотронинский монастырь оказался в вихре кровавых событий. Все беды и невзгоды обрушились на него. Не было дня, чтобы монахи не ждали разорения или даже смерти. Со стороны поляков, гайдамаков и российских войск монастырь неоднократно подвергался разорению и обыску. Вот так, каждый день пребывая В страхе, каждую минуту ожидая расправы, продолжали насельники Мотронинского монастыря служить Богу.
Восстание, известное в истории под названием "Колиивщина”, послужило толчком, который привел к перемене политических и социальных столкновений того времени.
В 1772 году территория Польши была разделена между тремя государствами: Россией, Австрией и Пруссией, а в скором времени вся Правобережная Украина вошла в состав Российской империи.
Больше ничто не стояло на пути Православия. Но и достичь былого расцвета после стольких ограблений, бед и разорений Мотронинский монастырь уже не мог.
После присоединения правобережных украинских земель к Российской империи Мотронинский монастырь перешел в ведение Киевской епархии как заштатный. Согласно ведомостей Святейшего Синода на протяжении XIХ столетия количество монахов и послушников в монастыре колебалось от 9 до 21. В 1847 году их насчитывалось до 45 человек.
В 1911 году Мотронинский монастырь стал женским и заштатным. Возглавила его игумения Мелетина (Руденкова).
Много испытаний вынесла святая обитель на протяжении веков, но ничто не сравнится с тем, что постигло ее после переворота 1917 года.
Страшные бедствия принесли монастырю гражданская война, чередующиеся одно за другим смены правительств, голод, разруха.
Согласно оперативным сводкам Чигиринском милиции в феврале и мае 1919 года Мотронинский монастырь был подвержен вооруженным бандитским нападениям и ограблениям.
Холодный Яр с его густыми лесами, глубокими рвами всегда был неприступен для тех, кто укрывался в нем. Неудивительно, что в период великих политических потрясений XX столетия он опять сослужил свою братскую службу бойцам знаменитой Холодноярской республики, которая сопротивлялась Советской власти до 1923 года. Опять, как в период "Колиивщины", Мотронинский монастырь часто терпел вооруженные налеты то одной, то другой стороны.
К концу 1921 года в монастыре насчитывалось 58 монахинь и послушниц. В связи с острой необходимостью в монахинях настоятельница монастыря в 1922 году обратилась письменно к епархиальному архиерею с прошением о пострижении послушниц. Епископ Черкасский Николай постриг 8 послушниц В монахини.
Во время атеизма государство не могло допустить существования на своей территории оплота религии – монастырей. Для более быстрого и успешного проведения на местах "Декрета об отделении Церкви от государства", 23 августа 1921 года НКВД УССР издал циркуляр, В котором требовалось ускорить передачу храмов, костелов, молитвенных домов, богослужебного и монастырского имущества "группе верующих не менее 20 человек, лояльным к Советской власти". Фактически это означало закрытие монастырей. В лучшем случае монастырский храм превращался в приходской, в худшем - в склад, сарай или просто разрушался. В 1923 году Мотронинский монастырь, как и другие монастыри Черкащины, был закрыт. Монастырское имущество и строения брались на баланс местных советов.
Чтобы сохранить обитель, монахини, поселившись в ближайших селах, подали заявление местному совету об организации религиозной общщины. В 1923 году религиозная Община монахинь села Мельники получила В аренду церковь святого Иоанна Златоуста и Свято-Троицкую, а также некоторые помещения бывшего Мотронинского монастыря.
В 1929 году на территории Мотронинского монастыря была организована коммуна "Завет Ленина" (с.Мельники), а все монастырское имущество и строения перешли в ее распоряжение. Коммуна существовала недолго, но свое назначение выполнила. Руками коммунаров, их пренебрежительным отношением к монастырскому имуществу монастырь был разорен и разрушен.
Только после Великой Отечественной войны, в 1949 году, прислужники советской власти выгнали из стен Мотронинского монастыря последних угодников Божиих, которые еще скрывались в его руинах.
И только В 1991 году первые насельницы поселились на месте Свято-Троицкого Мотронинского монастыря, которые начали своим трудом воздвигать монастырь с нуля: отреставрировали разрушенную церковь, построили жилые корпуса, создали большое подсобное хозяйство. Собрал монастырь в своих стенах около 25 монахинь и послушниц и каждая из них вносит свою посильную лепту в великое дело возрождения обители.
Большое число паломников и желающих поклониться древней святыне собирает в себе монастырь на храмовый праздник Святой Троицы. И всех с радостью принимает обитель и дает духовное утешение.



 

Комментарии  

 
Guest
-8 #5 Guest 14.03.2013 08:01
Цензура на высшем уровне. Знаю, что ответа не получу, но написать хочется. Хочется знать почему так существенно подорожали Ваши услуги??? Раньше заказ на год за имя стоил 24 грн., а сейчас 36грн.? Или молитвы стали усердней, или привязуетесь к курсу иностранной валюты? Это уже просто обдираловка. Прийдеся пользоваться услугами других храмов.
Цитировать
 
 
Ольга
+1 #4 Ольга 01.03.2013 10:45
Очень хотелось бы получить ответ на свой вопрос.
Цитировать
 
 
Ольга
0 #3 Ольга 01.03.2013 10:42
Стараюсь ежегодно подавать записки для молитв на год за здравие живых и за упокой ушедших. Очень бы хотелось знать молятся ли монахини Вашего монастыря?
Цитировать
 
 
Юрий
+6 #2 Юрий 29.03.2012 17:47
А еще бы телефон узнать. Чтобы на ПАСХУ можно было приехать
Цитировать
 
 
таня
+3 #1 таня 05.06.2011 19:02
:-) :roll: :-* :-) класно!!! надо будет поехать
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU