ТРИГОРСКИЙ СВЯТО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Житомирская обл., Житомирский р-н, с.Тригорье. Тел.: (0412) 49-21-10

Настоятель – архимандрит Галактион (Коринчук)



В старых синодиках Тригорского монастыря есть такая запись:"Сей монастырь Тригорский в первых наречен быть Пустынский, его же создал сиятельный князь Владимир Житомирский року 1583 и прилучил его до монастыря Бердычевского ради леса и рыб".Фундаторами сего монастыря были помещики Трояновского поместья - братья Николай и Феодор Вороничи. Сохранилась их благотворительная дарственная Грамота, датированная 1613 годом. Однако, все строения сгорели после разгрома монастыря в 1651 году. Тогда чудом уцелела Тригорское Евангелие, написанное малоросским языком. На Евангелии была сделана дарственная надпись, которая свидетельствовала, что первый монастырский храм был построен в честь Святой Живоначальной Троицы. Вероятно, и монастырь назывался вначале Троицким. На месте разрушенной Свято-Троицкой церкви построили новый Свято-Преображенский храм.Своего расцвета монастырь приобрел в конце ХVIII века. В 1723 году в монастырь пришли униаты, которые в Дубне на базилианском съезде 1745 года его приписали к Белоливскому монастырю В Галичине. С того времени Тригорский монастырь держал постоянную связь с униатами Галичины через Почаев, где было центральное управление Базилианского ордена. Совершался обмен тригорских супериоров с почаевскими, что поднимало Тригорский монастырь на первое и авторитетное место.Кроме того Тригорский монастырь отличался особенной веротерпимостью. Здесь находились не только униаты, но и православные. Униатская братия делилась на поклонников восточного и западного обряда. Сюда же в 1785 году прибыли несколько монахов из Манявского скита, перешедшие в унию. Для братии, которые придерживались Православия, супериор Парницкий построил в 1786 году храм с иконостасом в честь святой великомученицы Варвары. В униатский период были построены деревянная церковь, позднее переименована в честь святых Жен-Мироносиц, двухэтажный братский корпус, больница и много других зданий. К  монастырю была приписана Свято-Покровская церковь села Дениши. Кроме этого села, монастырь владел еще 17 селами в разных местностях.К концу ХVIII века обитель имела в собственность винокурный, пивоварный и медовый заводы, водянную мельницу, пасеку, кузнецу и хлебопекарню. Отдельно от монастыря находился двор, где держали лошадей, скот, свиней и домашнюю птицу. Кроме того, монастырь держал прибыль от урожая из угодий и от крепостных. Годовая прибыль монастыря за 1798 год достигала 66,30 польских злотых, или 994 рубля. Большие прибыли давали возможность содержать больницу и училище. В больницу принимали людей разного состояния, которые не имели возможности своими способами на существование. Кроме того обитель давала милостыню прихожанам, давая им приют и поддерживал жителей соседних сел во время неурожайных лет.Училище делилось на начальное и среднее. В начальном дети учили грамоту, чтению Псалтири и часослову, освоению церковному Уста. В средней преподовали разные науки: арифметика, латинская граматика, история Ветхого и Нового Завета, латинский катехизис, география, нравственная наука, международная политика. Ученикам-сиротам и детям бедных монастырь выделял материальную помощь.Не всегда монастырская жизнь была тихой и спокойной. Во время восстания гадамаков 1768 года монастырь захватил Иван Гонта, который изгнал из обители униатского игумена Левицкого. Последний хотел найти себе убежище в Уманском монастыре, но был там убитый Максимом Зализняком.На монастырские владения часто посягали помещики-соседи. Так, в 1794 году супериор Паисий Лесевич жаловался в суд на помещицу Людвигу Понискую, которая посылала своих людей рубать монастырский лес. Во время одной из таких акций был убит монастырский лесничий. Другая соседка, помещица Глубоцкого имения, наказала своим подданным вырубать большую часть леса между урочищами "Старки" и "Татарское озеро". Кроме того, она самоуправно раздавала монастырскую землю своим крепостным крестьянам. Судовые процессы тянулись до 1801 года, которые закончились перемерием земли и установлением межевых границ.До 1795 года Тригорский монастырь находился под ведомством униатского митрополита Ростоцкого. После ликвидации митрополии империат-рицею Екатериной II обитель подчинялась Полоцкому архиепископу Ираклию (Лисовскому). В 1798 году, согласно указу императора Павла I, монастырь зачислили к возрожденной Луцкой униатской епархии, а когда ее закрыли, его перевели снова к Полоцкой епархии, а позже - к Литовской. После ликвидации унии 1839 года Свято-Преображенский монастырь передали Волыно-Житомирокой православной епархии.На протяжение 1838-1841 гг. монастырь исполнял функции тюрьмы, куда ссылали униатов, которые не желали принимать Православие.Первым православным настоятелем монастыря был игумен Леонтий (Скибовский), который перешел в Православие и помогал царскому правительству в ликвидации унии. За свои заслуги он был возведен в сан архимандрита и награжден орденом Святой Анны Второй степени.Свято-Преображенский Тригорский монастырь не утратил своего значения после присоединения к Православной Церкви. За штатным регламентом 1842 года, обитель была зачислена ко второму классу. Там имели право проживать один настоятель (архимандрит), 8 иеромонахов, 3 иеро¬диакона, 2 монаха, 4 послушника. Согласно штату, монастырь получал от казны 2.820 рублей ежегодно. Сумма распределялась по разным назначениям: 845 рублей оплачивали братии, 520 - на питание, 260 - на церковные нужды и ремонт, 1.075 - на отопление, освещение и содержание экипажа, 120 - на делопроизводство. В 1862 году монастырь имел 242 десятины земли.Во второй половине XIX столетия вместо старых деревянных храмов началось строительство каменных. В 1852 году построили Свято-Богоявленский храм, а в 1854 началось строительство Свято-Преображенского собора, который закончили в 1873 году.Свято-Преображенский собор был построен в стиле русско-византийском: пятикупольный, крестообразный в плане, с колокольней над притвором.Таким образом, Тригорский монастырь имел три храма: два новых каменных и кладбищенский деревянный во имя Святых Жен-Мироносиц, который остался со времен унии. В 1883 году при монастыре открыли церковно-приходскую школу с общежитием для 20 мальчиков.К началу XX века внешний и внутренний вид монастыря был безукоризненным. Он снова, как и во времена унии, занял второе место после Свято-Успенской Почаевской лавры. С 1910 года монастырем управляли Острожские епископы, викарии Волынской епархии. После революции 1917 года обитель отошла в введение Волыно-Житомирской епархии, которая и оставалась под советской властью.Монастырь был закрыт в 20-х годах. Тогда изчезли множество архивов, которые сохранялись здесь из разных монастырей, в том числе и Почаевского, часть которых была перевезена В Тригорье после передачи Почаевского монастыря православным в 1831 году.До 1984 года В помещениях монастыря находилась начальная школа. На сей день монастырь возрождается и преобретает свою новую жизнь. Его архитектура прекрасно вписывается в красоту тригорских ландшафтов, которую в народе назвали "Волынской Швейцарией".В настоящее время в Спасо-Преображенском храме Тригорского монастыря находится чудотворная икона Божией Матери "Тригорская", от которой до милости Божией в 1867 году чудесно исцелился немой с рождения шноша. ОН заговорил после совершения молебна перед образом Божией Матери"1ригорской". После выздоровления юноша пришел в храм и о восторгом запел: "Христос Воскресе! С тех пор перед сим чудотворным образом день и ночь неугосимо горит лампада, заженная от благодатного огня из Иерусалима. Празднуется икона Божией Матери "Тригорская” 20 августа. По традиции, в этот день в Тригорье приезжает правящий архиерей и Божественная Литургия начинается архиерейским чином. По окончании Божественной службы совершается Крестный ход с иконой. Среди местного населения существует традиция "подныривать" под икону во время Крестного хода. Несмотря на годы гонений в советское время и насаждения безбожия, православные люди сохранили чудотворный образ и свято почитают его.Следующей святыней монастыря - чудотворная икона Божией Матери "Пряжевская-Трягорская”, список которой в древности находился в храме села Пряжева, расположенного недалеко от Житомира.Никаких сведений не сохранилось о месте явления сего чудотворного образа. Что касается о времени Ее явления, то оно относится к концу ХVII или к началу ХVIII столетия.Письменных свидетельств об обретении иконы не сохранилось, но о ее древности говорят записи в церковных книгах села Пряжева. Отсутствие документов объясняется тем, что до 18 октября 1794 года храм принадлежал униатам. Некий ксендз перед возвращением храма православным приехал в Пряжево и хотел увезти первоначальный чудотворный образ, почитавшийся греко-католикаии, но, отъехав на несколько верст, вынужден был остановиться. По дороге вдруг лошади остановились и никакие человеческие усилия не могли сдвинуть их с места. Взглянув на образ Пресвятой Богородицы, ксендз заметил на лике Ее влагу, как бы происходящую из слез Родительницы Божией. Он догадался, что Царица Небесная не велит вывозить Свой чудотворный образ за пределы Пряжева. Немедленно ксендз приказал кучеру вести обратно образ Богоматери в пряжевский храм и поставить на прежнее место.Узнав о чудесном образе Богоматери, империатрица Мария Александровна в 1864 году прислала на Пряжевскую икону серебрянную ризу с драгоценными камнями. 24 мая 1874 года чудотворная икона была перенесена с Горнего места алтаря и помещена в иконостасе над царскими вратами, а на Горнем месте поместили икону Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду.До революционного переворота большевиками в России ежегодно совершались Крестные ходы в Житомир, где чудотворный образ оставался с июня по август.Пряжевская церковь и чудотворная икона были уничтожены в годы богоборчества, но Промыслом Божиим и заступничеством Пресвятой Богородицы не оставили православных сиротами. В кафедральном соборе Житомира сохранился список чудотворной "Пряжевской" иконы Божией Матери, а другой чтимый список иконы находится в Тригорском Спасо-Преображенском монастыре.Дни празднования „Пряжевской” иконы Божией Матери совершается 12 июля, а также В десятую пятницу после Христовой Пасхи.

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU