ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Адрес: Сумская обл., г. Путивль.


Преображенский собор Путивль1617-93 гг. Спасо-Преображенский собор (первая половина XVII в.) является произведением древнерусской архитектуры. Наиболее древняя его часть - основной кубический массив - увенчана пятью декоративными луковичными главами на узеньких круглых шейках-барабанах. С трех сторон его окружает закрытая одноэтажная паперть (к северной стене которой примыкает одноапсидная, одноглавая часовня), а с четвертой, восточной выступает одна невысокая апсида. Таким образом, из довольно низких объемов паперти, часовни и апсиды как бы вырастает могучий куб основного храма. Плоскости его фасадов членятся четырьмя стройными, тоненькими полуколонками, перехваченными несколькими также тоненькими поясочками, и завершаются широким многообломным карнизом с глухой стенкой над ним, наподобие аттика, украшенной декоративными арками, имитирующими закомары, характерную деталь древнерусской архитектуры. Сооружен как главный храм Святодуховського женского монастыря, основанного в 16в. Замечательные иконостас и произведения живописи. Вместе с церковью создает неповторимый ансамбль. (ул. Луначарского).


        История его сложная и запутанная, начало ее теряется в глубине веков. Первоначально это был девичий Святодухов монастырь, которые впервые упоминается в архивных документах, датированных 1595 годом. В 1617 году здесь началась постройка каменного собора, которая продолжалась до конца столетия – классический пример долгостроя. Наконец, потеряв терпенье, игуменья Анисья в 1697 году пожаловалась на строителей Петру I, который не только дал необходимые распоряжения, но и поименно назвал чиновников и строителей, ответственных за затягивание строительных работ. С горем пополам к 1707 году все строительные работы в монастыре были завершены. Возник ансамбль, состоящий из сохранившихся до нашего времени зданий. В 1770 году монастырь упразднили, а его постройки были переданы под городской Спасский собор.


        В центре территории, за каменной оградой с монументальными воротами в окружении вековых деревьев высится белоснежный собор. Он увенчан пятью луковичными главами. Такой тип храма характерен для московской архитектуры XVII века. Высотный четырехгранный объем контрастирует с приземистыми папертью, галереей, апсидами, приделом, окружающими его со всех сторон. Несмотря на монументальные размеры постройки, она очень изящная. Стены главного высотного объема расчленены узкими полуколоннами, окна размещены в два яруса, обрамлены наличниками тончайшей скульптурной работы.


        Интерьер собора поражает высотой и размахом внутреннего пространства, которое щедро освещено многочисленными окнами. Стены внутри побелены, и на этом фоне очень красиво выглядит пятиярусный иконостас, поднимающийся до самых сводов перекрытия. По композиции он принадлежит к типу русских иконостасов: горизонтальные карнизы и вертикальные резные позолоченные колонки на темно-красном фоне образуют прямоугольную сетку, в которой размещаются иконы. Мастера внесли в композицию иконостаса некоторые местные черты. Например, царские врата имеют характерный украинский проем со срезанными наискось верхними углами. Виноградная лоза, вьющаяся на колонках и обрамляющая иконы, типична для украинского барокко. Иконы представляют особый интерес. В 1907 году иконостас отреставрировали и под наблюдением Императорской Археологической комиссии заново позолотили. Следует отметить, что в Левобережной Украине вообще не осталось иконостасов XVII века, так что путивльский иконостас является уникальным в своем роде.


        В центре собора на длинной железной цепи висит серебряная люстра, изготовленная в 1692 году в Нюрнберге и подаренная собору Петром I. Она имеет явно барочный характер. Его подчеркивает и рисунок кронштейнов. Нижний шар украшен прорезным орнаментом, напоминающим декор украинских ювелирных изделий XVII века. Это говорит о том, что в Нюрнберг предварительно был направлен «абрис», то есть чертеж люстры, выполненный кем-то из украинских мастеров.


        В интерьере собора присутствуют надписи, сделанные церковнославянским шрифтом. Это редчайшие образцы монашеских надгробных плит XVII века. Они были найдены в земле в 1899 году во время капитального ремонта собора и затем вделаны в стену. У южной стены собора высится большой черный крест. Это могила Ивана Рябинина (1834-1912), историка и краеведа, автора многочисленных работ по истории Путивля, большинство из которых до сих пор не потеряли своего значения.

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU