НОВОМОСКОВСКИЙ САМАРСКИЙ ПУСТЫННО-НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Днепропетровская обл., г.Новомосковск, ул.Монастырская,1
Настоятель - архимандрит Досифей (Савелов)

 

Когда сей монастырь получил свое начало, неизвестно. Полагают, что монастырь получил свое начало между 1672-1688 годами. Об основателях монастыря говорят следующее. Среди дикого дубового леса поселились неизвестно откуда пришлые два отшельника-иеромонаха. Находясь здесь некоторое время, они совершенно никому не были известны, но, наконец, некоторые из запорожцев, которые занимались разбоями, наш¬ли их в глуши леса. Разбойники назывались "каменниками" от укрывательства их между Днепровскими каменьями.
Каменники старались охранять отшельников, построили им келию и ежедневно приносили им пищу. Узнав о беззаконном промысле своих благодетелей, отшельники решили сбежать от них. Каменники, полагая, что беззакония их скупятся молитвами отшельников, никак не отпускали их от себя и строго смотрели за ними. Позднее каменники были схвачены отрядом кошевых запорожских атаманов и отшельники остались жить на своих местах подвижничества спокойно.
Этот случай, полагают, был главной причиной основания Пустынно-Николаевского монастыря, названного потому, что он находился в глуши леса при реке Самаре.
С 1751 года история обители становится гораздо яснее. Известно, что монастырь с самого своего основания назывался "войсковым" и остался в зависимости Запорожского войска под особым покровительством Сечевого Коша. "Кош вельможный" наделил его в вечное владение рыбными озерами, реками, лесами, дубовыми рощами, пахотными и сенокосными землями. Иноки пользовались дарственными угодиями свободно: построили водянные мельницы, скотные дворы и хутора. Казаков простых и знатных, которые особенно любили обитель, обитель принимала их, где они оставались до конца своей жизни. Кроме того, монастырю было дано право на оседлость, т.е. на обселение при монастыре людей вольных, невходящих в состав Запорожского войска.
Зависимость Самарского монастыря от Запорожского войска и Коша продолжалось до уничтожения Запорожской Сечи 1775 года 6 июня Российской империатрицей Екатериной II. После уничтожения Запорожской Сечи монастырь со всеми своими принадлежностями присоединился к ставропигиальному Киево-Межигорскому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю. С тех пор Самарский монастырь, подчиняясь Спасо-Преображенскому монастырю, стал называться "приписным".
6 июня 1780 года иеромонах Феофан обратился письменно к настоятелю Киево-Межигорского монастыря архимандриту Гавриилу и монастырскому духовному собору, что соборная деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца совершенно обветшала и пришла в негодность то и служение в ней совершать нельзя. Изложив сие, он просил архимандрита Гавриила и духовный собор позволить ему построить в монастыре такую же новую церковь, с тем, чтобы на освящение ее было нужное благословение.
Но благословение равное как и самое разрешение на постройку храма зависило от Святейшего Правительственного Синода. 10 августа 1780 года Святейший Синод на имя настоятеля Межигорского монастыря дал Указ, что Пустынно-Николаевскому Самарскому монастырю разрешено вместо обветшавшей деревянной Николаевской церкви построить новую и "по построении освятить дозволить".
Обрадованный, иеромонах Феофан собрал на строительство храма 2,856 рублей. Особые вкладчики были старики: бывший кошевой полковник Филипп Феодоров, Феодор Золотарь, Феодор Стовба и другие.
Между тем явился новый благотворитель, именно лейб-капитан священник Кирилл Тарловский, в народе называли его "диким попом", вероятно от того,что он жил и имел свою землю в здешних степях. ОН пред ложил построить Свято-Николаевский храм не деревянный, а каменный с пределом святых мучеников Кирика и Иулитты, мотивируя тем, что Святейший Синод не указал какую церковь именно строить деревянную или каменную. На этом условии он вызвался построить ее собственным и единственным коштом.
Межигорский духовный собор согласился с мнением священника Кирилла Тарловского и позволил строить в монастыре каменную церковь и келию для успокоения его, о чем также просил отец Кирилл.
9 мая 1782 года началось строительство Свято-Николаевского хра¬ма, которое продолжалось около пяти лет, В четвертую неделю Велико¬го поста храм был освящен настоятелем монастыря иеромонахом Феофаном по благословению Преосвященного Амвросия, архиепископа Екатери-нославского и Таврического.
С 1891 года Самарский Пустынно-Николаевский монастырь стал именоваться "Домом Екатеринославских архиереев" с возвышением ее в степень кафедрального Архиерейского дома. А по сему требовалось устроить дом для архиерея, дом для Семинарии и помещение для Консистории.
В 1791 году по благословению Преосвященного Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Таврического вместо предлогаемой Консистории передано было в Самарский монастырь Павлоградское духовное правление.
Летом 1798 года житель местечка Новых Кайдак Карл Яковенко по контракту выстроил на территории монастыря деревянную четырехэтажную колокольню, а среди лета 1799 года мещанин И.А.Гордиенко также по контракту покрыл ее под гребень листовым сибирским железом.
3 мая 1808 года по благословению правящего архиерея Платона (Любарского) Самарская обитель украсилась драгоценнейшею святынею, обогатилась редким небесным сокровищем, торжественным принесением в храм, ее доставлением в ней на поклонение верующим двух древних и незапамятных времен месточтимых икон Божией Матери Самарской и святителя Христова Николая чудотворца. С этого времени усердие православного народа к святой обители увеличилось. Монастырь стал приютом множества богомольцев не только в воскресные и праздничные, но и даже в будние дни.
В 1809 году Новомосковской соборной Свято-Троицкой церкви диакон Никита Баранов с попечителем новомосковским купцом П.С.Золоторевым за 1.500 рублей устроил в монастырской соборной церкви отличной и величественной работы Горнее место.
Вдова А.В.Шапотинникова и протоиерей Ковалевский в 1812 году внесли благотворительность обители священную, церковную утварь и обогатили ризницу.
В 1814 году проживавший в монастыре полковой хорунжий Аламахин на помин своей души пожертвовал в обитель значительную сумму денег. В 1815 году на эту сумму наместник монастыря иеромонах Хрисанф построил в обители трапезную церковь в честь Преображения Господня, а в 1816 году тот же наместник, вне монастыря, построил гостиницу и заезжий дом для приходящих и приезджающих богомольцев.
В сентябре 1821 года, усердием благотворителей и благодетелей, выписан из Москвы для колокольни Самарской обители большой колокол весом 169 пудов.
Среди лета 1825 года в монастыре была разобрана старая деревянная колокольня и на место ее положено основание каменной. В 1828 году в обители началось строительство каменного Архиерейского дома. При Архиерейских келиях в 1838 году в обители была построена каменная церковь.
В 1830 году по благословению епархиального архиерея в Самарском монастыре, на всем содержании его, была учреждена церковная школа, в которой обучались дети преимущественно церковному пению и чтению.
Из нее выходили в приходские храмы прекрасные чтецы и певцы, которые чтением и пением услаждали своих прихожан.
В мае-июне 1826 года в Новомосковске и уезде его сильно действовала холера. Все явно нуждались в подкреплении духа и желали видеть совершения Крестных ходов с монастырскими иконами Самарской Божией Матери и святителя Николая чудотворца. Согласно общему желанию протоиерей города Новомосковска Феодосий Бершацкий предложил расписание Крестных ходов для Новомосковска и окрестностей его. С 28 июня начались Крестные ходы и продолжались до тех пор, пока скоро ослабела и совершенно прекратилась холера. То же было среди лета 1848 и 1872 годов.
10 ноября 1831 года среди дня в Ростовском уезде поднялся большой юго-западный ветер с приливом воды из Азовского моря, который затопил все окрестные места. Ветер усилился и произвел небывалое в тех местах страшное наводнение. Вода разлилась на 12 верст от моря, Были истреблены поселенские дома, хозяйственные постройки, мосты и прочие сооружения. А из жителей 56 человек унесено водою. Для поддержания пострадавших Самарский монастырь в декабре 1831 года выделил помощь и пособие на сумму 500 рублей.
Под полом главной монастырской Свято-Николаевской церкви,особо устроенной усыпальнице, в четырех отдельных гробах почивали прахи Екатиринославских святителей: Афанасия (Иванова) +18 августа 1805 года, Платона (Любарского) +20 апреля 1811, Иова (Потемкина) +28 марта 1823 года и Онисифора (Боровика) +20 апреля 1828 года.
С приходом советской власти в 1927 году монастырь был закрыт и превращен в дом-интернат, а росписи пещерного храма были уничтожены. Местночтимая икона Самарская после закрытия монастыря перевезли в Свято-Троицкий собор в Новомосковске, а в 1931 году она была утерена.
Во время Великой Отечественной войны храм святого Георгия Победоносца сгорел, остался лишь только один фундамент. С 1941 по 1958 годы в монастыре жили немцы-колонисты, затем репрессированные советские граждане. С 1958 по 1980 годы в обители размещался дом-интернат для престарелых ветеранов-металлургов, а с 1980 по 2000 годы – интернат для детей-инвалидов от рождения, в котором проживало до 200 сирот.     
В 1989 году, в праздник Сретения Господня главня святыня обители - Самарская икона была возвращена. Все это время она хранилась на чердаке дома, где тайно проживали бывшие монахини Святого Иосифа Обручника женского монастыря села Марьевки    Магдалиновского района Днепропетровской области. В благодарность за сохранение святыни по настоящее время прихожане собора ухаживают за могилами инокинь, а священнослужители совершают панихиды.
Основной святыней Самарского Пустынно-монастыря города Новомосковска - икона Божией Матери Самарская.
В 1736 году запорожские казаки привезли с Востока икону Божией Матери Всех скорбящих радость". Как великое сокровище хранилась она в Сечевой Свято-Покровской церкви. Из Задорожской Сечи около 1770 года икона была перенесена в местечко Новые Кайдаки недалеко Екатеринослава и стала именоваться Новокайдакской. После строительства основного монастырского храма на реке Самара икона получила название Самарской,
Обитель очень своеобразна: под ней расположены подземные помещения, в частности, под Спасо-Преображенским храмом находится подземная церковь во имя святых мучеников Кирика и Иулиты. Все стены монашеского храма, куда не было доступа мирянам, в то время были расписаны. Корпуса и храмы в монастыре плотно прилегают друг ко другу, объединяясь как бы в единый комплекс, под которым на глубине 3-4 метров расположена система подвалов. Считается, что здесь в древние времена укрывались запорожцы. По преданию под монастырем когда-то существовал также тайный ход к берегу реки.
После 2001 года территория Пустынно-Николаевского монастыря полностью освобождена и передана Украинской Православной Церкви. В день празднования иконы "Всех скорбящих радость” чудотворный образ обносят вокруг монастыря Крестным ходом.
Основные престольные праздники: святителя Николая - 19 декабря; святых мучеников Кирика и Иулитты – 28 июля.
Богослужение совершается ежедневно.

 

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU