МИЛЕЦКИЙ СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Волынская обл., Старовыжевский р-н, с.Мильцы. Тел.: (03346) 2-21-70,
Настоятель — архимандрит Леонтий (Бурко).

 

 

Легенда говорит, что название монастыря Мильцы происходит от издавна на речке Турий находились водянные мельницы, сокращенно – „мельцы", которые со временем дали название монастырю.
Милецкий монастырь был основан выходцами из Вербского мужского монастыря, основанный в ХII веке, который был истреблен до основания пожаром. Православные иноки монастыря отправились лодками вниз по реке Турие прямо к урочищу Милец. Именно здесь, на пеньку от дерева, был явленный образ святителя Николая чудотворца. По всей видимости, что во второй половине ХV века монастырь уничтожил не только пожар, а скорее всего завоевание кримских татар, которые угрожали жизни братии. Только страх перед тем, что частые набеги кримских татар повторялись, заставили насельников искать тихого и защищенного места.
Можно допустить, что еще задолго до переселения вербской братии на новое место, у них уже было обустроенное место для остановки. Здесь они могли спокойно ловить, вялить и солить рыбу, переждать какое-то время тудных дней, а также пребывать уединенно в молитве.
Первое письменное упоминание о Милецком монастыре относится к 1522 году, в которой говорится, что Милецкий монастырь издавна был семейной обителью княжеского рода Сангушков. Также встречаются подтверждения документов, что Милецкий монастырь известный до начала ХVI столетия. Выходя из того, можно допустить, что будучи княжеским монастырем, обитель была основана независимо от Вербского. Позднее остатки вербской братии, переживши трагедию в собственном монастыре и не имея ни сил, ни средств на его перестройку, просто переселилась в действующий Милецкий монастырь.
Следует подчеркнуть, что согласно народным преданиям Вербский монастырь именовался Свято-Николаевским, а Милецкий сначала - Преображенским. Свидетельством тому может служить тот факт, что когда в 1900 году была завершена реконструкция теплой монастырской церкви, то братия монастыря во главе с настоятелем архимандритом Модестом обратилась к архиепископу Волынскому и Житомирскому Модесту с просьбой прибыть в монастырь и освятить возрожденный храм. Ссылаясь на старое монастырское предание, братия просит святителя освятить церковь в память Преображения Господня.
Б 1540 году монастырь посетил князь Феодор Андреевич Сангушко, староста Владимирский и маршал земли Волынской. Пребывая в монастыре, он проник всей думой бедностью и подвижничеством милецких иноков принялся за строительство храма святителя Николая Мирликийского.
Предчувствуя свою скорую смерть, князь Феодор Андреевич пожелал построить В монастыре вместо ветхой Преображенской, новую соборную церковь, которую начал строительство в 1542 году, а закончила строительство его жена Анна Деспотеевна и ее дети в 1550 году. Также за время своей жизни князь Феодор Сангушко жертвует монастырю рукописное напрестольное Евангелие и заказывает храму дивной работы деревянный иконостас.
В период унии Свято-Николаевский монастырь более ста лет оставался православным, но силою властей и католических хитростей в 1707 году был силою взят униатами. Это была великая трагедия для насельников монастыря и православного близ находящегося населения. Монастырь в Мильцах являлся православной твердынею не только для северо-западной Волыни, но и для всего белорусского Полесья. Часть братии Милецкого монастыря, которая не желала перейти в унию, перешла в Киево-Печерский монастырь.
Насильно захватив в 1707 году Милецкий монастырь, униаты завладели монастырское имущество и распоряжались им как законные хозяева и переиновали его иноческий устав в святого Василия Великого, называя себя василианами.
20 июля 1711 года грозовая молния ударила по главному куполу монастыря из-за чего возник большой пожар, который принес большие материальные потери обители. Настоятель монастыря (супериор) Дионисий Щуковский докладывал своему высшему руководству, что монастырь сильно потерпел после пожара, если бы пришлось платить налоги в королевскую казну, то не было бы откуда взять средства. Простой православный народ, который проживал в монастырских селах расценивал как справедливая месть Божия за захват монастыря униатами.
В 1713 году высшей церковной властью униатов монастырь был переименован в обатство. Католики называли свои богатые монастыри абатствами, а настоятелями аббатами, по-местному - "апатами". Теперь уже настоятели монастыря стали называть себя не архимандритами или супер-иорами, а апатами, что превосходило их положение среди других униатских монастырей.
Захватив монастырь силою, униаты мало беспокоились о его материальном положении, постоянно грабили его, приводя обитель в нищету, Одновременно с разграблением монастыря отцы-василианы прикладывали большие усилия в искоренение в монастыре и в душах монастырских дух Православия и через унию их окатоличивать.
При архимандрите Варлааме (Яскульском) в 1839 году было совершено воссоединение униатов и Милецкий монастырь перешел в православное ведомство Российской империи.
Благодаря настойчивости митрополита Литовского Иосифа (Семашко) остатки униатов В 1839 году добровольно влились в Русскую Православную Церковь. Милецкий Свято-Николаевский монастырь во главе с апатом-архимандритом Верлаамом (Яскульским) стал православным.
Таким образом, апат Варлаам (Яскульский) был последним униатским настоятелем Милецкого монастыря и первым настоятелем возрожденного в Православие монастыря в сане архимандрита.
Преемником архимандрита Варлаама стал в 1848 году архимандрит Григорий, который первый положил архивный материал монастыря и написал небольшую историю Милецкой обители. Его стараниями и трудами в начале 50-х годов XIX столетия были обновлены все монастырские строения. Кроме того, архимандрит Григорий в 1859 году построил теплую монастырскую церковь в честь благоверного князя Александра Невского, которая была построена между монашескими корпусами, таким образом объединяла в один архитектурный ансамбль.
Преемником архимандрита Григория становится архимандрит Серафим, ставленник Святейшего Синода, из другого монастыря. О архимандрите Серафиме мало что дошло известного, но известно, что он за время своего настоятельства укладывал договоры аренды с местными евреями в пользу монастыря.
Следующим настоятелем монастыря, о котором говорят архивные данные, был архимандрит Модест. Его деятельность, как настоятеля монастыря, была очень велика. Благодаря ей, монастырские помещения были приведены в надлежащий вид. Кроме того, архимандрит Модест построил теплую Свято-Преображенскую церковь и колокольню.
И последним в период Российской империи был архимандрит Алексий (Воронов), при котором обитель стала богатой и цветущей. С началом Первой Мировой войны Милецкий Свято-Николаевский мужской монастырь был эвакуирован в город Изюм Харьковской губернии. Революционные беспорядки и гражданская война привели мужской монастырь в запустение.
За время австро-немецкой оккупации Милецкий монастырь был полуразрушенный: монастырские строения пришли в упадок и требовали капитального ремонта. Монастырскую землю самочинно засевало местное население, лес вырубывали, а в озере вылавливали рыбу.
Согласно Рижскому договору 1920 года Волынь вошла в состав Польши и только тогда монастырь стал возрождаться. За годы 1920 по 1931 в монастыре поменялось около десяти настоятелей, однако ситуацию исправить на лучшую было тяжело.
За время польской оккупации в 20-30-ые годы XX века епархиальный центр находился в городе Кременец. Относительно духовного центра Милецкий монастырь находился на окраине епархии. Действующие мужские монастыри того времени как Почаевская Лавра, Загаецкий, Кременецкий, Дерманский находились ближе епархиального управления и в полной мере был соразмерным к ним.
Церковная власть иногда "для пользы дела” лучших насельников монастыря переводила В другие, а "худших” с тех же монастырей переводила в Мильцы. Также Милецкий монастырь был местом наказания, которым пользовалась и государственная власть. Власть прямо вмешивалась во внутренние церковные дела Православной Церкви в Польше и диктовала Церкви разорвать отношения с Московским патриархатом, образовать Автокефальную Церковь. Так, например, архиепископ Пинский и Новогрудский Пантелеимон (Рожновский) отказался подписать документы о сотрудничестве с государственной властью и навлек на себя гонение, которое закончилось заточением в полуразрушенный в Милецкий монастырь с запрещением в священнослужении, где его поместили в маленькой келии. Позднее архиепископа Пантелеимона перевели в Жировицкий монастырь.
Чтобы улучшить материальное положение монастыря, Свято-Благовещенский храм, города Ковеля был передан в ноябре 1922 года во временное пользование под подворье Милецкого мужского монастыря.
Постановлением Священного Синода от 2 ноября 1927 года и особым рескриптом министра вероисповедований Польши с 19 апреля 1928 года вводился новое территориальное разделение епархий, которые частично касались и Полесской епархии. К Полесской епархии присоединялись приходы Сарненского и Камень-Каширского поветов Полесского воеводства и Милецкий Свято-Николаевский монастырь.
Постепенно Милецкий мужской монастырь стал нуждаться в материальной помощи от митрополии и епархиальное руководство вынуждено было ходатайствовать перед Священным Синодом об обращении его в обыкновенный приход.
С приходом советской власти Милецкий монастырь был в тяжелом состоянии по той причине: монастырь находился в отдаленности от епархиального центра, моральное положение ссыльной братии, тяжелое материальное положение и не своевременное назначение в обитель сильного хозяйственника и администратора. Кроме того, священноархимандриты Милецкого монастыря: вначале митрополит Дионисий, а позднее архиепископ Александр никогда не были в монастыре, а руководили им на расстоянии. Потому неоднократно братия монастыря просила разобраться в мо¬настырских ситуациях руководство епархии. А польская власть всегда была заинтересована о внедрении новоунии в православных общинах. Чем хуже взаимоотношения между настоятелем и прихожанами, тем лучше было католицизму.
С приходом в сентябре 1939 года советской власти на Волынь, Милецкий монастырь находился на стадии духовного и материального упадка. Основные планы советской власти в будущем вынашивались идеи ликвидации Православия на Волыни. Зная, что монастырская братия не многочислена, представители власти стали теснить иноков в один корпус, а в освобожденные здания в 1940 вселяли детей-сирот. В дальнейшем планировалось монастырь закрыть, а братию перевести в другие действующие монастыри. Соседство монастыря и дома для детей-сирот на общей территории для некоторых из монастырской братии было тяжелым и они оставляли монастырь.
В годы войны,в начале сентября 1943 года,отряд фашистов ворвался в обитель, ограбил ее, а насельников монастыря, игумена Феофила и Иоанна, а также послушников Корнилия, Михаила и кухарку Марию, арестовав и загнали в хлев монастыря сожли. В этот же наезд немцы сожгли монастырскую клуню, конюшню, сарай и коровник, а также пытались сжечь настоятельский корпус, но попытка их не увенчалась успехом. Огонь не так легко мог охватить каменное здание, отряд же спешил домой и, по уходе немцев, пожар удалось потушить. Насельники-страдальцы погребены возле монастырской колокольни, над могилой их сооружен святой Крест с подписанием имен сожженных.
Сделав свое черное дело, фашисты, боясь мщение со стороны партизан, больше в обитель не приходили.
В послевоенные годы Свято-Николаевская Милецкая обитель начала свое возрождение. Во время оккупации монастырские храмы были разрушены, братские келии и хозяйство пришло в упадок. Согласно архивным данным на 29 сентября 1944 года в Милецком монастыре проживало 2 иеромонаха, 1 монах и 2 послушника. Через полгода, в марте 1945 года, чи¬сло насельников увеличилось до десяти человек. Однако, настоятелями обители назначались приходские священники.
В конце 1947 года Милецкий Свято-Николаевский мужской монастырь переорганизовывается в приходскую общину с сохранением храма святителя Николая и кладбищенской Свято-Онуфриевской церкви, расположенной в трех километрах от главного корпуса монастыря. Остальные здания переходят В ведение государства, которое открыло на территории сельско-хозяйственное училище. Вся братия монастыря переселилась в Дерманский Свято-Троицкий мужской монастырь. Так трагично закончилась многовековая история Милецкого Свято-Николаевского монастыря.
В 1988 году весь православный мир отмечал великое событие 1000-летие Крещение Руси. В связи с этой датой в Советском Союзе началась так называемая "перестройка" - Государство после десятков лет воинствующего атеизма наконец повернуло свое лицо на Православную Церковь. По просьбе верующих людей власть начала возвращать уцелевшие храмы и монастыри. Но не так просто делалось, как говорилось. Православные обращались с прошениями в разные инстанции, отбивали пороги кабинетов высокопоставленных чиновников, чтобы замкнутый круг бюрократизма разорвать.
В стороне не находились верующие села Мильцы, которые ходатаот-вовали перед местной властью об открытии на их территории мужской монастырь, который был переоборудован в дом-интернат для престарелых.
С большими трудностями только в 1993 году в Милецкий монастырь прибыли первые насельники. Несмотря на большие трудности монастырская братия с Божией помощью возрождала старые православные традиции. Постепенно здания монастыря реставрировались, территория благоустраивалась, число прихожан увеличивалось. Бывали случаи братия обители от¬крыто конфликтовала с администрацией дома-интерната из-за нарушения пациентами монастырского порядка и покоя. Но среди жильцов дома-интерната рады были посещать Богослужения, были и такие, которые безразлич но относились к монастырю.
В 1997 году над северо-западными районами Волынской области пронеся сильный уроган, который причинил много горя населенным пунктам. Не миновала стихия и Милецкий мужской монастырь. Стихия нанесла большой урон Свято-Николаевской церкви, колокольне, монашеским келиям, домику наместника и монастырским зеленым насаждениям. После стихийного бедствия, президент Украины Л.Кучма посетил Свято-Николаевскую обитель и пообещал дать помощь в возрождении.
Переживая радость и горе, разделяя соседство с домом-интернатом для инвалидов и престарелых, насельники святой обители жили постоянной надеждой на Бога, когда они будут полными хозяевами в своем доме. И вот долгожданный день настал. 3 марта 2000 года распоряжением Волынской обладминистрации было принято решение о ликвидации Милецкого дома для престарелых и инвалидов в селе Мильцы Старовыжевского района.
В конце 2000 года все монастырские строения передавались монастырю в бесплатное пользование и в собственность.
В настоящее время в Милецком Свято-Николаевском монастыре проживают 30 человек братии: 1 архимандрит, 2 игумена, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов - и 14 послушников.



 

Комментарии  

 
АксениЯ
0 #7 АксениЯ 26.06.2016 05:03
На территории села Мильцы родился мой отец Долшко Василий Иосипович(1954г .р.)у которого отец там имел свой приход священник Долшко Иосип,я бы хотела бы найти своего отца Василия Долшко или кого-то из его родственников.М еня зовут Аксения Шишкан(1984г.р. )я живу в городе кишиневе.
Цитировать
 
 
Георгий
0 #6 Георгий 14.05.2016 13:38
Здравствуйте! В 1900-1904 гг. в Мелецком монастыре находился послушник Никита (Николаевич?) Гловацкий, а в духовном училище при монастыре учились родной и - как минимум - три двоюродных прадеда: Василий, Стефан, Мартын (?), Григорий и Иван Квятковские. Подскажите, пожалуйста, в какие архивы обратиться, чтобы подтвердить факт обучения Мартына в училище и найти биографическую информацию о все них? Известно, что при поступлении в училище требовались выписки из метрических книг, могли ли они сохраниться? С уважением, Георгий.
Цитировать
 
 
Вероника
0 #5 Вероника 03.10.2015 19:31
Здравствуйте! Я сестра Горщенко Сергея Васильевича. Очень за него переживаю, он пришел к вам в монастырь.Я живу в другой стране и к сожалению не могу приехать, чтобы его найти. Пожалуйста, если он пришел к вам, скажите мне пожалуйста. Я очень за него переживаю. Просто мне на душе станет спокойней, что с ним все в порядке. Я понимаю что ему тяжело понять реальный мир и смириться с ним. Если он выбрал такой путь, я не имею ничего против. Самое главное чтобы ему было хорошо. Напишите мне пожалуйста, можно почту
Цитировать
 
 
Анатолий
0 #4 Анатолий 05.11.2012 23:48
В 1753 г. он, вероятно, был уже "дома", т.к. в Инвентаре упоминается две "гробницы сребро-злащеных ", одна для Афанасия, вторая для Люльки. Иного мученика в Берестье до сер. 17 в., имевшего честь покоится рядом с Афанасием, пока неизвестно. Примерный ряд вопросов, который мне хотелось бы обсудить с указанным Вами иеромонахом-спе циалистом. Понимаю загруженность Вашего дня и не смею отнимать драгоценное время.
За сим прощаюсь, с уважением и надеждой на благословение моего занятия Никитчик Анатолий Данилович.
P.S. Cогласен на любой, удобный для Вас, способ электронного общения. Мой почтовый адрес в софтах почты.
Цитировать
 
 
Анатолий
0 #3 Анатолий 05.11.2012 23:47
Он был замучен мадьярами "в Мелецкой архимандрии", что стало известно из сообщений его матери Авдотьи (Дарки), личности как и ее сын игумен, для города легендарной. Осмелюсь спросить Вас: "Что Вам известно по факту гибели берестейского наместника Давида? Где именно это произошло? Сохранилось ли какое-либо предание об убийстве берестейского наместника? Сохранились ли сведения в письменных источниках о других замученных священниках из Берестья и его окрестностей? Что происходило в Мельцах во время шведской агрессии? Почему именно мелецкой архимандрии была отведена мадьярами такая карательная функция? Не сохранилось ли неустановленных захоронений на монастырских погостах и имеющих неизвестные для Волынской земли имена? " Предположительн о, Давид (Люлька) находился продолжительное время (несколько десятилетий) в мелецкой земле, пока его не обнаружил и перевез в родной монастырь, кто-то из его игуменов-послед ователей: Яков Карасинский, Сильвестр Троцевич, Гервасий Рудницкий.
Цитировать
 
 
Анатолий
0 #2 Анатолий 05.11.2012 23:46
В течение последних нескольких лет собираю материал для монографии по истории Свято-Симеоновс кого мужского монастыря, в котором провел свои 7 великих последних лет Афанасий Филиппович. Не буду объяснять Вам кто этот человек, лучше Вас мне этого не сделать. Обращусь напрямую к Вам вот по какому вопросу, с огромной надеждой на положительный ответ и сотрудничество. Как известно, Афанасий был казнен в ночь с 4 на 5 октября 1648 г. (по ст. стилю) в леске Гершановичском, находящемся в собственности ордена иезуитов. 1 мая 1649 г. он был обнаружен местным мальчиком, 8 мая его останки были перенесены в церковь, на дединец Симеоновского монастыря, где погребен был в церкви Симеона Столпника в склепике "на правом крилосе" с разрешения войта берестейского Остафия Тышкевича. Его погребением занимался наместник Афанасия - Давид Андреевич Люлька. Этого игумена Давида в мае 1657 г. постигла та же мученическая участь.
Цитировать
 
 
Анатолий
0 #1 Анатолий 05.11.2012 23:43
Ваше Высокопреосвяще нство архимандрит Мелецкого Свято-Николаевс кого монастыря Леонтий и вся ваша монашеская братия ЗДРАВСТВУЙТЕ во ХРИСТЕ и простите за нечаянное обращение!
Я, Никитчик Анатолий Данилович, светский инженер, работаю в редакционно-изд ательском отделе Брестского гос. технического университета (РИО БрГТУ), Мне 54 года. Интересуюсь историей сакральных памятников Бреста, их драгоценностью - священническим коллективом и всего, что с ними связано. Имею ряд научных статей по соответствующей тематике (о Свято-Николаевс ком кафедральном соборе и Симеоновском монастыре).
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU