БРАИЛОВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: Винницкая обл., Жмеринский р-н, пгт.Браилов, ул. Ленина, 1. Тел. (04332) 3-31-72, 3-39-84
Настоятельница - игуменья Антония (Стеценко)

 



Монастырь основан в 1635 году в Виннице вельможей Михаилом Крапивницким с разрешением польского короля Владислава IV с целью поддержать Православие в Брацлавщине, где после 1596 года быстро распространялась уния. Монастырь находился в районе современных улиц Володарского, Свердлова, Крапивницкого. В ХVIII веке обитель захватили монахи-василиане униатского ордена. Но им не удалось надолго закрепиться на этом месте и В 1780 году, не имея способов для существования, они покинули его. И только в 1786 году униаты снова вернулись, но не надолго.
В конце ХVIII века Брацлавщина вошла в состав Российской империи. На тот час монастырь имел деревянный храм с тремя куполами (перенесенный в 1850 году в село Зарванцы) на холме реки Буг, колокольню и помещение с 12 келиями. В 1795 году Винницкий женский монастырь был воссоединен с Православием и стал постепенно расти и укрепляться. В 30-х годах XIX столетия обитель отличалась высоким морально-духовным уровнем. Сюда присылали на исправление монахинь с других монастырей по решению суда, за проступки безнравственности присылали также на покаяние и мирских женщин.
Причиной переселения монастыря в 1845 году с Винницы в Брацлав послужили его неудобности в расположении и непридатности в проживании в старых деревянных помещениях. По этому по ходатайству Подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в г.Браилов, где остались свободные помещения католического монастыря после выселения оттуда, в 1832 году, монахов-тринитариев. Большими и просторными были новые монастырские помещения, но много нужно было вложить труда, чтобы привести их в надлежащий вид. Ведь жилые корпуса были без крыш, окон и дверей, но это не пугало новых хозяев. Вдохновленные вознесением их обители по штатам 1842 года в 1 класс, монахини неутомимо работали над обновлением и украшением келий и храмов, застроили монастырскую усадьбу новыми строениями, пока обитель не приобрела прекрасный вид.
В конце XIX века отец Игнатий Потоцкий, служивший в Браиловском монастыре в 1895-1898гг., писал:”Еще издалека привлекает большое внимание прекрасный вид местечка и особенно большие монастырские кор¬пуса, над которыми возвышаются церковь к колокольня. Грязное еврейское местечко...на некоторое время умаляет ваше впечатление. Зато потом отрадно становится на душе, когда вы въезжаете в монастырские ворота и после шума и грязной городской суеты вас охватывает невозмутимая тишина. Грязные улицы заменяются чистым и просторным монастырским подворьем, красота которому придает тишь и новонасажденная зелень.
Большой монастырский храм предстает прямо напротив въезда в монастырь За ним тянутся корпуса, отдельные флигели, а еще дальше - хозяйственные помещения. Вокруг чистота и порядок. Чувствительны старания насельниц дать своей обители облик благоустроенного монастыря".
В монастыре действовали три храма: Свято-Троицкий (самый большой, построенный 1778 году), преподобных Антония и Феодосия Печерских и святителя Николая Мирликийского чудотворца. Также при обители находилось училище, где обучали девочек-сирот и дочерей диаконов.
С приходом советской власти для монастыря начались тяжелые испытательные времена. С жилых домов монахиням оставили лишь один, за которого приходилось платить большие деньги, потому что все помещения безбожная власть отобрала и теперь давала их на правах аренды. В 1925 году в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, остальные 92 - старые, требовавшие за собой присмотра. Монастырь существовал исключительно на средства, заработанные своим трудом: зимой - шитьем одежды и церковных облачений, летом - полевыми работами у крестьян и в сельхозартелях. Земля, которая принадлежала монастырю, была отобрана в государство. Весь сельхозинвентарь был передан в 1923 году Жмеринскому райколхозу. Единым способом для существования был труд 53 насельниц. Их зароботок не хватал, к тому же нужно оплачивать помещения, что для монастыря было тяжело. Для оплаты за помещение требовали даже сбывать одежду, посуду и другие личные вещи. Весной 1932 года жители сел Москалевки и Козачевки спратали часть урожая в Браиловском монастыре, которых позже обвинили в преступлениях против советской власти. В декабре 1932 года областная газета "Большевитская правда" писала:"Монастырь - это место сосредоточения контрреволюции и это свидетельствует о скрытии в его стенах около 1,000 пудов кулацкого хлеба, которого нашел Козачевский сельсовет. Это место требует уничтожения". Найденный хлеб отобрали, и не только хлеб. У монастыря забрали все продукты, даже огурцы и помидоры. А потом жителей окружающих сел заставили проголосовать за закрытие обители, которая пыталась спасти их от голода…
Территория Браилова во время Второй Мировой войны входила в зону оккупации Румынии. В 1942 году оккупационная власть открыла монастырь,и много храмов и монастырей в то время. В 50-х годах XX века наступление на монастыри в области снова возобновилось еще с большей силой. К 1955 году их осталось лишь два: Браиловский и Барский. Положение Браиловского Свято-Троицкого монастыря стало трудным. Об этом свидетельствует отдельное заявление настоятельницы игумений Глафиры в обл исполком 1956 года, в котором говорилось, что территория монастыря разрушается автомобилями; рушится передний фасад ворот, в которых находятся две комнаты: одну занимает маслозавод, где принимают молоко, а в другой - электростанция, которую незаконно эксплоатируют и не ремонтируют. Требуется охрана, необходимо провести ремонт ворот и помещений. Но в областном руководстве были совсем другие планы. В 1962 году монастырь был снова закрыт. Позже закрыли Барский монастырь, сестры которых перевели в Браиловский. Барскую икону Божией Матери сестры принесли с собою.
С 1962 по 1989 годы в монастыре находилось профессионально-техническое училище.
В 1989 году Свято-Троицкий монастырь был возвращен Православной Церкви, а 19 марта 1990 года была совершена первая Божественная Литургия. За последнее десятилетие основной храм был возрожден, который во время коммунистического строительства был захламлен мусором, отреставрированы корпуса внешне и внутренне, построена колокольня, восстановлен храм святителя Николая чудотворца.
В монастыре находятся досточтимые святыни-икона Божией Матери „Браилово-Почаевская”, которая во время осады турками г.Браилов в 1672 году Халил-пашой был разграблен монастырь и сожжен главный храм, а икона исчезла с того времени. Но в 1887 году в Свято-Успенской Почаевской Лавре профессор Нежинского историко-филологического лицея протоиерей А.Ф.Хойнацкий обнаружил в одной из лаврских церквей образ с надписью: ”Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской". Заинтерисовавшей этой находкой, он пришел к выводу, что сия копия, бывшей когда-то в Браилове чудотворной иконы. Тогда же он сообщил об этом игумению женской обители. И по благословению Лаврского Духовного собора профессор передал образ в Браиловский Свято-Троицкий женский монастырь 1 июня 1888 года, на который была положена серебряно-позлащенная риза, как было в первоначальном виде. Другая чтимая икона Божией Матери "Браилово-Ченстоховская”, которая, как предполагают, что этим образом благословил Винницкую обитель ее основатель Михаил Крапивницкий. Похожа она на Ченстоховскую икону. В 1860 году на образ было возложено серебряно-позолоченную ризу, а по бокам ее были расположены металлические привески, представляющие то отдельные члены человеческого тела, то всего человека: знак благодарности тех, кто получил от нее благодатное исцеление. Третья икона Божией Матери "Троеручница”, которая была написана в начале XIX в. на Святом Афоне и в первые годы гонений от безбожных властей пострадала от неверующих вандалов.
В Свято-Троицкий собор вернулась также икона, которая была написана специально для Браиловского монастыря - икона святого великомученика и целителя Пантелеимона. Пока еще неизвестно, где находятся две напрестольных иконы: святой великомученицы Варвары и Боголюбская икона Божией Матери. Также в обители находится ковчезец с мощами святых угодников Божиих.

 

 

 

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU