БАЛАКЛАВСКИЙ СВЯТО-ГЕОРГИЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: АР Крым, г.Севастополь, мыс Фиолент.

О времени возникновения Свято-Георгиевского мужского монастыря неизвестно. На затребование Святейшего Синода еще в сентябре 1793 года от Феодосиевского епископа Иова данные о храмах и монастырях епархии был дан ответ в Синод: "Когда и кем заведен, надписей и записок не сыскано и никто из монашествующих о том не знает". Ответ Синод явно не удовлетворил. Епископу Иову вновь поручили "приложить свое старание разведать о сем (о времени возникновения монастыря) от греков, переселившихся из Крыма". Два года епархия пыталась выяснить эту таинственную дату. Посылали гонцов в Мариуполь, В канцелярию правителя Таврической области С.С.Жигулина, беседовали с игуменом Свято-Георгиевского монастыря Анфимом и монахами. Увы, результат остался прежним.
В сентябре 1839 года Херсонская Духовная консистория вновь просит настоятеля монастыря митрополита Агафангела сообщить данные о возникновении обители. "Когда именно учрежден Балаклавский Георгиевский монастырь, - ответил он, - по делам, состоящим в оном только с 1794 года, о том никаких сведений не имеется, потому что сей монастырь существует от времени владения генуэзцами Херсонесом Таврическим". Итак, почтенный старец определяет время его возникновения - середина ХIV века, ибо в 1350 году Херсон по Договору с византийским императором Андроником был отдал генуэзцам.
Первое известное документальное упоминание о Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре относится к 1578 году. Польский посол В Крымском ханстве М.Броневский писал:"В том месте, откуда вытекает этот ручеек (возможно в Юхариной балке), есть деревня на берегу моря, на каменистой горе, греческий монастырь. Там обычно празднуют ежегодно торжество Святого Георгия благочестивые греки-христиане, еще остающиеся в Тавриде, стекаясь многолюдным сборищем". Несколько позже о монастыре говориться в Грамоте 1598 года царя Феодора и Бориса Годунова о выдаче пособия четырем крымским церквам, в том числе „Егорья Страстотерпца".
Другая, распроотраненная же легенда, о греках и их чудесном спасении в 890 году во время бури на скале, получившей название Георгиевской, Святого явления или Святого камня, возникла гораздо позже.
А.Л.Бертье-Делагард – знаток Крыма и автор блестящих научных трудов в своей работе „К истории христианства в Крыму” писал, что первая легенда появилась в 1862 году и придумана настоятелем монастыря архимандритом Никоном (1860-1867 гг.). Далее автор пишет без сокращений: ”Об основании Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря есть предание, гласящее из рода в род, что римские греки, имея коммерческий промысел, во время плавания по Черному морю, быв застигнуты страшною бурею и гонимы волнами к отторженным от гряды гор чудовищным камням, видя свою неизбежную погибель, вопияли об избавлении к великомученику Георгию, и ОН, услышав вопль их сердец, явился на большом камне, отстоящем от берега В десяти саженях, и буря в тот же час утихла”.
Греки, погибавшие, быв от гибели спасены  покровительством великомученика, взяли икону с камня и, в знак благодарности, близ того самого места, где погибали, устроили в скале, где ныне Георгиевская церковь, с благословения Скифского епископа пещерную церковь и поставили чудотворную икону; более других набожные стали жить при храме постоянно и положили основание обители".
Считаю, что легенда о спасении греков имела какую-то реальную основу и вполне возможно, что действительно в период эмиграции Б Крым преследуемых иконопочитателей здесь обосновались монахи. На месте их келий возник монастырь. Вначале устроили в обрыве морского берега небольшую пещерную церковь. Некоторые исследователи датируют ее VIII веком, другие считают, что она возникла гораздо позже, где-то В XV веке.
До присоединения Крыма к России Свято-Георгиевский монастырь подчинялся Константинопольскому патриархату и был мало известен. После 1783 года он стал более посещаем, им заинтересовались офицеры Черноморского флота, среди которых было немало греков и приезжавшие В Крым военные и гражданские чиновники. В 1794 году обитель подчинили Святейшему Синоду и стали официально именовать Балаклавским Георгиевским монастырем. 26 марта 1806 года Святейший Синод доложил императору Александру I о необходимости сделать его базовым для флотских иеромонахов. В тот же день утвердили штат монастыря: настоятеля, четырех монахов и 13 иеромонахов для флота.
Ростущий Черноморский флот все больше и больше нуждался в священниках. Поэтому с 1 декабря 1813 года их число удвоилось, и Свято-Георгиевский монастырь стали называть флотским.
Но, несмотря на это, он продолжал влачить довольно жалкое свое существование: маленькая тесная церковь, полуразрушанные келии. Небольшой каменный храм Святого Георгия Победоносца пришел в совершенную негодность. По свидетельству настоятеля игумена Анфима, в монастыре стало так тесно, что церковь и строение „едва способны помещать живущих". Средства на возведения нового храма монастырь не имел. Тогда монахи обратились за помощью к пастве. Три тысячи рублей пожертвовал адмирал Ф.Ф.Ушаков, по сто рублей - севастопольский купец Кази и Великий князь Николай Павлович - будущий император Николай I. План церкви в 1808 году выполнил за 500 рублей архитектор Иван Дамошников. Под его наблюдением велись и строительные работы. Второго марта 1809 года исполняющим обязанности настоятеля монастыря митрополит Хрисанф заключил контракт с турецко-поданным греком Иоакимом Панаиоти, который обязывался "старую церковь Святого великомученика Георгия Победоносца сломать и построить новую по плану". Камень для храма использовали от прежней церкви, недостоющую часть добывали В соседних каменоломнях. Но случилось непредвиденное: при подготовке места для храма и расчистке горы рабочие наткнулись на засыпанную пещеру - остатки древней пещерной церкви. Пришлось разобрать древнюю церковь и приступить к строительству новой.
В 1814 году храм святогоГеоргия Победоносца был построен, а отделочные работы завершились только в 1816 году. Проект И.Дамошникова в процессе стройки несколько изменили: окон оказалось вместо восьми десять, купол установили на цилиндрическом барабане со световыми проемами, вход оформили портиком с дорической колоннадой и треугольным фронтоном. Купол и крышу покрыли железом, доставленным из Таганрога, и выкрасили зеленой краской. Рамы в окнах были чугунные, подоконник из белого мрамора.
Иконостас храма - деревянный, резной, позолоченный был выполнен мастерами в Севастопольском Адмиралтействе.
Кроме храма Святого Георгия грек Иоаким Панаиоти построил в монастыре братские келии, фонтан и трапезную. Именно в этой трапезной в сентябре 1820 года, иноки потчевали А.С.Пушкина и его спутников.
На место старой разобранной трапезной в 1838 году по проекту симферопольского архитектора Ивана Колодина подрядчик Весилий Сибиров построил новую.
Но вскоре, 16 июня 1841 года обрушилась часть скалы, нависавшей над трапезной и завалила кухню.
Оставшаяся же часть скальной породы по-прежнему напоминало монахам о непредвиденных разрушениях. Куски скалы время от времени падали на черепичную крышу. Лишь В августе 1868 года инженер Таврической губернии статский советник Грачев, осмотрев скалу, посоветовал срочно разобрать ее.
Трапезную обновили, в которой  приготовливалась пища, печь для выпечки хлеба и богослужебных просфор. К 1841 году в монастыре, кроме дома настоятеля и трапезной, имелись не менее семи каменных построек - келии братии, гостиниц и флигелей для богомольцев-паломников. Как правило, строили их жители из близлежащих греческих селений, с которыми монахи поддерживали тесные связи. Священнослужители монастыря преподавали в земских и церковноприходских школах греческих деревень.
После Кючук-Кайнарджийского мира в 1776 году из греков, сформировали Балаклавский греческий батальон, первым командиром которого стал Стефан Мавромихали. Греки несли кордонную службу на Черноморском побережье Крыма, участвовали в русско-турецких войнах и в Крымской войне 1853-1856 годах. Штаб батальона располагался в Балаклаве.
В 1845 году при митрополите Агафангеле (Типальдо) рядом с храмом Святого Георгия был заложен новый храм Воздвижения Честного Креста Господня, а в 1850 году он был освящен. Резной деревянный иконостас расписывал академик живописи К.М.Алексеев, который исполнял иконописные работы в храмах в Нижнем Новгороде, Пезне, Уральске и в других городах России.
Монастырь имел свои собственные угодия: хутор, сады, сенокос, а также и лесные. На хуторе выращивали фрукты и овощи. Трудились на нем работники по найму, иногда флотское начальство выделяло нижних чинов и рабочих экипажей.
На "лесных дачах" монахи заготавливали для обители дрова.
Часть своей земли монахи сдавали в аренду, за что казначей монастыря получал от арендатора значительную сумму денег.
Кроме хутора и "лесной дачи", монастырь имел два подворья: в Екатеринодаре, где в ноябре 1903 года построили храм Святого Георгия, и В Севастополе.
Служили священники монастыря и иеромонахи в госпитальной церкви в Севастополе, Балаклаве, Кирани, Кады-Кое.
До Крымской войны корабли Черноморской эскадры, отправляясь в поход, проходя мимо монастыря, салютовали пушечными выстрелами, а монахи провожали их с образами и хоругвами, колокольным звоном и молились о благополучном плавании.
При монастыре имелся свой небольшой магазин, В котором торговали фотографиями с видами обидели, иконками, крестами, раковинами с надписью "Георгиевский монастырь", путеводителем по Крыму,  сувенирами из камней.
Монастырь укреплялся и становился все более притягательным для приезжающих В Крым. В 1850 году его возвели В первый класс. Для посетителей этого прославленного места летом 1851 года выстроили новую гостиницу, а для офицеров Черноморского флота - флигеля. Но вскоре мирную жизнь монахов в монастыре прервала Первая Мировая война.
После революционных событий семнадцатого года отношение атеистического советского государства к Церкви оказались сложными и подчас трагическими. Ликвидировались Религиозные Общины, закрывались храмы и монастыри, разрушались, стирались с земли ценнейшие исторические и архитектурные памятники русского зодчества.
Свято-Георгиевский Балаклавский монастырь ликвидировали и передали курортному тресту 29 ноября 1929 года. Еще В мае закрыли все церкви. Пещерную отдали музейному объединению, остальные - санаторию Осоавиахима. Уникальный храм Святого Георгия снесли: остался фундамент, подвальная часть да ступени белого мрамора. Вместо храма установили традиционные парковые скульптуры. Не забыли и „Девушку с веслом". Вскоре санаторий тоже закрыли. По некоторым данным, с 1930 по 1933 годы на территории бывшего монастыря находился лагерь для лиц, которые чем-то не угодили советской власти. Сидели целыми семьями: греки, татары, русские ... В июне 1936 года монастырские постройки вновь отдали Осоавиахиму под дом отдыха на 400 мест. Один из домиков облюбовал для летней дачи командующий Черноморским флотом И.К.Кожанов. С конца 1939 года до ноября 1941 года в бывшем монастыре находились военно-политические курсы Черноморского флота.
Монастырская земля тоже не пустовала. Три обширных совхоза расположились треугольником на полуострове. Один угол - совхоз "Безбожник". Здесь над глубоким обрывом еще недавно жили "трутнями представители мракобески". Во втором углу раскинулась молочная база Морзавода - совхоз № 2, и третий угол – совхоз № I Военторга. Здесь выращивали мясо для рабочих-ударников. Дачи, занятые совхозом, В которых пьянствовали и развратничали,"отдыхали" городские головы и прочая белая "знать" коммунистической прослойки.
В годы войны 1941-1945 гг. в помещениях монастыря организовы¬вали курсы для сержантов и офицеров 109 стрелковой дивизии Примор¬ской армии, там же находились несколько медсанбатов, в том числе 299-й (затем 272-й) инфекционный медсанбат. Западнее и восточнее обители появились небольшие кладбища, от которых сохранились лишь две могилы. В последние дни обороны Севастополя на территорий монастыря скопилось много раненых. Захватив его, гитлеровцы сразу расстреляли людей еврейской национальности. Время, война и люди не пощадили монастырский комплекс. Полностью разрушен некрополь, утрачены могилы. В руинах трапезная, братский корпус, гостиница, монашеские келии. За советское время сохранялось в аварийном состоянии: колокольня, часовня на могиле митрополита Хрисанфа, склеп Иваненко… Пришел в негодность источник святого Георгия, разрушилась лестница, заброшен террасный парк в запустение.
И все же появились первые признаки надежды на восстановление монастыря.
14 сентября 1991 года на Георгиевской скале водружен семиметровый металлический Крест, освященный в храме святого Николая Чудотворца на Братском кладбище, который был доставлен вертолетом и установлен на том месте, где в 1891 г. был сооружен каменный Крест.
22 июля 1993 года Совет по делам религий при Кабинете Министров Украины свидетельством № 265 зарегистрировал Устав Религиозной Общины Свято-Гергиевского мужского монастыря Крымской епархии Украинской Православной Церкви.
К монастырю приписан храм святого равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены В селе Флотском, а храм святых Двенадцати Апостолов в Балаклаве стал Свято-Георгиевским Подворьем монастыря.

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU