ТОПЛОВСКИЙ СВЯТО-ПАРАСКЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: АР Крым, Белогорский р-н, с.Учебное


Основан в 1864 году как киновия при Источнике, вода которого считается целебной. Источник носил имя святой великомученицы Параскевы Пятницы, которая по Церковному Преданию занималась апостольскими трудами. В 50-х годах XIX века около Источника поселилась болгарская девушка Константина из соседнего села Кишлав. Перед этим она жила В пещере "Целебный источник” в урочище Кизилташ, а с приходом туда иноков, которые основали Стефано-Сурожский монастырь, удалилась к Источнику святой великомученицы Параскевы. Нося рубище и питаясь скудным подаянием, она собирала пожертвования на создание при Источнике женского монастыря. Вначале была устоена часовня. В 1863 году был возведен каменный храм в честь святой великомученицы Параскевы, а в 1864 году при нем открыт монастырь.
В 1887-1888 гг. внутренняя площадь храма святой великомученицы Параскевы была увеличена за счет обведения каменной стеной окружавший храм открытой галереи и пристроенной к западному фасаду колокольню. Заложенный Свято-Троицкий храм в 1887 году на сохранился.
В память чудесного спасения императора Александра III и всей его семьи на станции Борки 17 октября 1888 года 11 апреля 1890 года граф Н.Ф.Гейден принес в дар Топловской обители свою семейную святыню, доставшуюся от деда, графа Зубова - крест с мощами Киево-Печерских угодников и древнюю Казанскую икону Божией Матери.
Первая святыня была пожертвована монахами Афонского монастыря, в которой была устроена гробничка из кипарисового дерева с верхней сребропозолоченной доской.
Подаренная Топловской обители Казанская икона Божией Матери некогда принадлежала роду князей Вяземских, от них перешла в род Зубовых. Графу Н.Ф.Гейдену она досталась в наследство от матери - урожденной графини Зубовой. Семейное предание гласило, что эта икона - точный список с подлинной Казанской иконы Божией Матери, и написана вскоре после явления последней. После взятия Казани войсками Иоанна IV Грозного, летом 1579 года город охватил пожар, во время которого одной девятилетней девочке явилась во сне Богородица и велела откопать икону со Своим изображением. Эту икону зарыли христиане еще при татаро-монгольском владычестве. Она была обнаружена на указанном месте Царицей Небесной и торжественно помещена в храме. К ХVI веку в русской иконографии возникает Извод, названный по месту явления иконы - Казанская Богоматерь. Эта икона в сребропозлащенной ризе была богато украшена: вокруг лика Богородицы был жемчужный убрус с драгоценными камнями, среди которых были бриллианты – дар фрейлин Марии Борисовны Глинки-Мавриной и Марии Феодоровне Головиной.
Граф Н.Ф.Гейден пожелал, чтобы пожертвованную икону ежегодно переносили с Крестным ходом из Топловского монастыря на Казанское подворье в Феодосии, где бы она оставалась с 17 по 22 октября - дня празднования Казанской иконы Божией Матери - включительно.
Топловский монастырь имел четыре подворья: два из них - В Симферополе и Феодосии были освящены во имя иконы Казанской Божией Матери и именовались Казанскими.
К началу XX века Топловская обитель была духовным рассадником монашества в Крыму, из стен которой вышли насельницы для Свято-Косьмо-Дамиановской обители. А когда в 1900 году Катерлезский Свято-Георгиевский мужской монастырь под Керчью был преобразован в женский, часть его населыниц составили также монахини Топловского монастыря.
На пороге страшных перемен в XX веке, до которых оставалось совсем немного времени, среди начинающего безверия, монахини открыли еще один храм отреставрированный ветхий святой великомученицы Параскевы, дабы молиться в нем о мире всего мира.
Сложные и деструктивные события революции 1917 года и гражданской войны сильно отразились на судьбе монастыря, находившегося на краю Российской империи. Начались повальные грабежи храмов, монастырей и репрессии в отношении Церкви со стороны советской власти. Так, за 1922 год в Крыму было ликвидировано 74 храма, а также 4 монастыря, 3 находились в стадии ликвидации.
На II Всероссийском съезде советов 1917 года был принят Декрет о земле. Этим Декретом все помещичьи, монастырские и церковные земли отбирались у их владельцев без всякого выкупа вместе со всем живым и мертвым инвентарем и постройками и передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов. Следуя документам, точная дата закрытия монастыря - 29 апреля 1923 года. В этот день "междуведомственной комиссией по ликвидации церквей и монастырей при Феодосиевском окружном исполкоме, Топловский монастырь был ликвидирован". Все земли монастыря, хозяйственные предприятия, постройки, живой и мертвый инвентарь и рабочая сила взяты на учет и перешли в ведение Уземотдела в лице Топловского совхоза, ...свободная мебель и постельное оборудование перешли в ведение Санаторно-Курортного Управления для открытой В монастыре Советский Сана торий. Обитель попросту грабили документально, куда постоянно наезжали разнообразные комиссии различных ведомств, цель которых была одна: описать, отобрать, реквизировать, растащить то, что не ими создавалось и не им принадлежало.
21 декабря 1920 года В.И.Ленин подписал Декрет об использовании Крыма для лечения трудящихся. Еще не были закрыты монастырские храмы, еще в них совершалась ежедневная служба, как, уж, монахини стали "рабочей силой" и из них была образована Топловская Трудовая Община, иначе, "Женская Сельскохозяйственная Трудовая Артель", впоследствии получившая название "Женский труд". Ее Устав был зарегистрирован в Крымсельхозе 7 марта 1922 года. Властям было выгодно просто закрыть монастырь. Они предпочли сохранить образцовое хозяйство, оставив монахинь в качестве работниц. И они работали, работали добросовестно, в полную силу, так, как привыкли трудиться раньше, В ГОДЫ процветания обители.
Чтобы полностью закрыть Топловский монастырь органы власти вынуждены были закрыть артель "Женский труд", как использующую коллективную организацию не для ведения хозяйства, а для сохранения бывшего монастыря. В 1929 году на территории бывшего монастыря организовали совхоз "Безбожник".
В 1933 году в обители была создана экспериментальная база Крымской плодово-ягодной опытной станции, которая ставила своей задачей борьбу с периодичностью плодоношения садов.
Последним"хозяином"монастырских строений был пионерский лагерь "Тополек".
В начале 1990-х годов стал подниматься вопрос о возрождении Топловского Свято-Параскевской обители. 23 февраля 1992 года состоялось собрание православных сел Учебное и Тополевка, цель которого создание Православной Общины храма "Всех скорбящих Радость". Новообразованная Община обратилась в Совет Министров Крыма с просьбой вернуть храм, который используется Тополевским межколхозным пансионатом-пионерлагерем в качестве бильярдного и спортзала.
8 августа 1992 года близ игуменского корпуса состоялась первая за многие десятилетия Божественная Литургия.
Решением Белогорского районного Совета от 20 декабря 1994 года монастырю предоставили в постоянное пользование 11 га. земли, возвращены монастырские постройки.
На территории монастыря находится "пещерка Константины", в которой жила болгарская подвижница Константина.
Когда-то в монастыре находились великие святыни: частица Честного и Животворящего Креста ГОСПОДНЯ, частицы мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона и святой великомученицы Параскевы Пятницы, почитаемая Казанская икона Божией Матери, Крест со святыми мощами Киево-Печерских угодников. Все эти святыни пропали после закрытия монастыря, но есть вера в том, что Господь поможет вернуть святыни в православный храм для поклонения и почитания их.

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU