БАХЧИСАРАЙСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Адрес: АР Крым, г.Бахчисарай, ул.Босенко, 57.

Сей Свято-Успенский монастырь находится в 2-х километрах от города Бахчисарая в ущелье Марьям-Дере (по татарски - "Овраг Святой Марии) в живописном месте. У подножия ущелья находятся остатки средневекового поселения Салачик и татарские постройки ХVI века, мавзолей Хаджи-Герея и здание Медресе. Судя по археологическим материалам, эти места были достаточно плотно обжиты в позднеантичного времени, когда здесь обосновались пришедшие вместе с готами из Северопричерноморских степей аланы. Вскоре они оказались в сфере влияния Византии, центром владений которой в Крыму был Херсонес. Результатом всего стала совместная борьба местных жителей и византийцев против набегов кочевников, для защиты от которых на скальном плато над Марьям-Дере в раннем средневековье была воздвигнута крепость, давшая начало городу, известному под названиями Кырк-Ор и Чуфут-Кале. Проживавшее под ее защитой в долине население исповедовало христианство, о чем можно судить по раскопанным здесь раннесредневековым погребениям.
О времени построения Свято-Успенского храма относят ко временам апостольских, к I веку, ссылаясь на путешествие святого апостола Андрея Первозванного, когда он из Синопа отправился на проповедь Евангелия в Скифию и по пути заехал в Херсонеc, где в нем пробыл значительное время и основал близ него христианские общины и храмы в Инкерманских скалах. Сюда же в Крым по повелению императора Трояна был сослан в заточение святой Климент, папа Римский. В Инкерманские каменоломни в 94 году после Рождества Христова. Силою проповеди и действием Святого Духа святитель обратил ссыльных язычников, римлян и греков в христианство, за что по повелению тирана был утоплен в Черном море. Во время пребывания святого Климента в Крыму уже насчитывалось около 75 церквей, высеченных в каменных скалах, в которых совершалось Богослужение.
Народное устное предание говорит, что храм в Бахчисарайской скале вначале был очень маленьким, похоже больше на пещеру. В нескольких километрах от сего места, среди высоких гор и лесистых мест, по течении реки Качи, где сейчас находится православное селение Биассалы, ЖИЛ благочестивый князь Михаил Бей, который устроил в этих местах две каменные небольшие церкви, развалины которые по сей день существуют. У князя было многочисленное стадо овец. Один из его пастухов в лесу, в диком месте, куда редко заходил человек, на непреступной голой каменной скале увидел икону Успения Божией Матери и перед ней свечу. О виденом пастух ДОЛОЖИЛ своему князю, который приказал принести икону в свой дом, находившийся в окрестных горах. Хотя князь Михаил принял с благоговением святой образ, но на следующий день ее не оказалось в доме. Она опять стояла на прежнем месте на скале. Вторично икона была внесена в дом и опять повторилось тоже самое. Тогда решили святую икону не трогать, а устроить в скале малый храм, напротив места явления иконы Божией Матери. С этой целью была высечена пещера, снаружи которой была пристроена лестница. В виду того, что явление образа последовало 15 августа, то храм сей был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Другое народное предание записал в ХVII веке, посетивший эти места, русский автор Андрей Лызлов, который повествует о ”змие, людей и скот пожиравшем” и о молитвах окрестных жителей к Пресвятой Богородице „дабы их от онаго злаго змия свободила”. Богоматерь услышала обращенные к Ней мольбы и явила на скале Свою чудотворную икону с горящей перед Ней свечой. Сей образ постарались перенести в дом местного князя, однако, она вновь оказалась на прежнем месте. Тогда жители высекли в скале ступени, ведущие к Ее образу, а затем и храм, вокруг которого возник монастырь.
Когда в этих местах появились первые монашеские обители утверждать трудно. Как и по отношению к другим средневековым пещерным монастырям Крыма в научной литературе распротранены две гипотезы. Согласно первой, традиционной, Свято-Успенский монастырь был основан во время иконоборчества в VIII-IX веках, когда православные иноки спасались на окраинах Византийской империи от преследований со стороны влаcтей, закрывавших монастыри и запрещавших почитание икон.
В последнее время историки и археологи высказывают свое мнение о более позднем происхождении - в ХIV-ХV веках. Предполагают, что после захвата татарами Кырк-Ора многие иноки, раннее существовавшего на его территории монастыря, должны были переселиться на противоположную сторону ущелья, дав начало возникновению Свято-Успенской обители.
Популярность монастыря была так велика, что даже мусульмане, в том числе крымские ханы, приходили сюда на поклонение иконе. Предании записанное уже упоминавшимся Андреем Лызловым, говорит о том, что перед важным военным походом к образу Пресвятой Богородицы обращался сам основатель Крымского ханства Хаджи-Гирей, обещая в случае победы "знаменитое приношение и честь Ее образу воздати”. Во исполнение данного обета он накупил воску и ставил свечи весь год. В конце ХV века после захвата турками Крыма, монастырь становится резиденцией митрополита и центром Православия на полуострове.
Неподалеку от Свято-Успенского монастыря, у места, где когда-то находился фонтан Газы-Мансур, во время Крымского ханства находилась мусульманская обитель (текие) дервишей, монашествующих праведников ислама. По преданию ее в конце ХIV века построил могущественный хан Менгли-Гирей у места захоронения трех святых дервишей, наиболее почитаемых из которых происходил шейх Мансур. Великолепные мавзолеи, привлекавшие в прежние века многочисленных паломников, к сожалению не сохранились.
К концу ХVI века относится первое документальное упоминание о монастыре - жалованная Грамота русского царя Феодора Иоанновича. В 1599 году русский царь Борис Годунов также пожаловал монастырю 15 рублей и "сверх того была дана икона и поставлена свеча”. В ХVII-ХVIII веках частыми гостями Свято-Успенской обители были русские послы, которые по окончании своих дел при ханском дворе в Бахчисарае отправлялись в эту обитель для совершения благодарственного молебна.
В результате победоносной для России войны с Турцией 1769-1774 годов Крымское ханство было объявлено "независимым" от Османской империи. Для ослабления Крыма по приказу Российской империатрицы Екатерины II в 1778 году было организовано выселение крымских христиан в Северное Приазовье, где они получали земли и всевозможные льготы. В 1778 году главнокомандующий русскими войсками П.А.Румянцев-Задунайский, переговорив с Крымским митрополитом Игнатием, предложил ему со всеми христианами Крыма переселиться в пределы России. В день Светлого Христова Воскресения, 23 апреля, митрополит Игнатий после Божественной Литургии в Свято-Успенском храме обители предложил своей пастве переселиться в пределы России. Весть о выходе христиан разнеслась по всему Крыму. Татары с негодованием толковали о выходе и роптали на хана, который равнодушно смотрел на распоряжение русских. Своими неусыпными стараниями, увещательными грамотами и рассылаемыми по селам священниками Крымский святитель достиг того, что все христиане единодушно решились навсегда оставить Крым и переселиться в Россию. Одну из наиболее крупных групп переселенцев составляли жители поселков из Марьям-Дере, в частности греческой деревни Мариамполь. Они основали нынешний Мариуполь и вывезли чудотворную икону Божией Матери, которая до 1918 года находилась в построенном в Ее честь Свято-Успенском храме этого города.
После вывода христиан из Крыма в 1778-1779 гг. монастырь некоторое время находился в запустении. По просьбе оставшегося на полуострове православного населения крымский хан Шагин-Гирей в 1781 году пригласил православного священника, по происхождению грек, из Антиохии Константина Спиранди. Узнав об этом, крымские христиане обратились к нему с просьбой, чтобы он остался у них для служения при Бахчисарайском монастыре. Священник дал свое согласие остаться у греков и до 1800 года проживал при Свято-Успенском храме монастыря. В эти годы пещерная Свято-Успенская церковь оставалась одним из немногих оплотов Православия в Крыму. Однако, уже в 1783 году Крым был присоединен к России. Это сразу отразилось на состоянии обители. Пещерная церковь и ведущая к ней лестница были расширены стараниями расквартированных в районе Бахчисарая российских войск. Вскоре монастырь начал получать богатые приношения. Так, бахчисарайский комендант полковник Тотович принес ему в дар иконостас, а военный губернатор генерал Каховский за свой счет сделал в иконостасе Царские врата и двери; церковный ста¬роста Стефан Калига расширил пещерный храм и устроил крыльцо и балкон. В 1800 году в Бахчисарае был построен храм во имя святителя Николая Чудотворца, а монастырский храм был обращен в кладбищенскую приходскую церковь. В таком положении приписной к городскому собору церкви и без собственных священнослужителей обитель находилась в течении 50 лет.
Среди посетителей монастыря было много лиц из царствующего Дома: императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III. Одно из таких паломничеств получило особую известность. Император Александр I, посетив в 1818 году древний пещерный храм, спросил у протоиерея Константина Спиранди: "Где место явления святой иконы?  Старец вывел императора Александра Благословенного из храма на балкон и указал на стену с изображением на ней лика Божией Матери - копии с явленной иконы. Государь велел подать ему лестницу и свечу. С зажженной свечой он взошел по лестнице к самому образу, с благоговением приложился к нему и с особым усердием своею рукою прилепил перед ним свечу к каменной скале.
В 1850 году по инициативе Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, заботившегося о возрождении древних святых мест в Крыму, началось восстановление Свято-Успенского монастыря, как широко почитаемой обители. В годы героической обороны Севастополя 1854-1855 гг. здесь размещался военный госпиталь. Места захоронения воинов можно видеть напротив монастыря и по сей день.
К началу XX века в обители находились пять храмов. Все монастырские постройки располагались в три яруса. НИЖНИЙ ярус (на подходе) включал в себя ворота, гостиницу, трапезную, два фонтана; средний (на уровне начала лестницы в пещерную церковь) - дом настоятеля с фонтаном, Иннокентиевскую церковь и три пещерных келии; верхний ярус-три пещерных храма: Свято-Успенский, святого евангелиста Марка, святых равноапостольных Константина и Елены, 13 пещерных келий и колокольню. Верхний ярус венчали настенная иконописная живопись, расположенные высоко на скале, на плато которой вела лестница из 83 ступеней, На левой стороне ущелья находилась Свято-Георгиевская церковь и два кладбища: братское и военное. К югу от обители, в долине между скал, располагался фруктовый сад, возле которого в 1867 году была сооружена Гефсиманская часовня.
Также к Свято-Успенской обители с первых лет его учреждения в 1853 году была приписана Анастасиевская Киновия на реке Каче, в не¬скольких километрах от монастыря. Церквей в киновии:одна во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, другая, очень маленькая церковь, высеченная в камне,- во имя святых мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии. Богослужение в КИНОВИИ совершалось ежеднев¬но.
В начале XX века в Свято-Успенском монастыре и в принадлежащем к нему Симферопольском подворье и Свято-Анастасиевской киновии насчитывалось братии до 60 человек, а Богослужение совершалось по чину и подобию Святой Горы Афон.
Монастырь пережил октябрьский перевот 1917 года. Братия обители активно поддерживала белогвардейское движение и в частности барона генерала Врангеля. С установлением советской власти в 1921 году обитель была закрыта, имущество национализировано, а на территории ее была создана трудовая колония имени Артема, народного комиссара социального обеспечения. Храмы монастыря, переданные первоначально Общине верующих, уже в 1923 году были окончально закрыты. Большинство из них пришли в запустение, разрушались и были разобраны на строительные материалы после землетрясения 1927 года. Древние пещерные храмы и келии вошли в комплекс памятников средневековья в Бахчисарае и регулярно посещались многочисленными туристами.
В годы Великой Отечественной войны, в период наступления немецко-фашистских войск на Севастополь и освобождение Юго-Западного Крыма советскими войсками в 1944 году в этих местах гремели бои. Как и прежде, монастырские строения были оборудованы под военный госпиталь и у дороги сегодня можно видеть братское кладбище советских солдат, скончавшихся тут от ран войны.
После прекращения работы военного госпиталя монашеские келии и монастырские строения опустели. Вскоре древний монастырь стал похожим, как и другие оставленные крымские пещеры обители, опустошенным.
Новое возрождение Свято-Успенского монастыря началось в 1993 году. Настоятелем обители стал иеромонах Силуан(Мокей), приехавший из Одесской епархии для восстановления поруганной святыни. В экономическое трудное время для страны несколько монахов во главе с настоятелем по крупицам собирали средства на возрождение древней обители. Им помогали прихожане.  Уже отреставрирована пещерная Свято-Успенская церковь и лестница, ведущая на верхний ярус монастыря и в келии, восстановлена наскальная живопись над балконом Успенской церкви, построена колокольня, позолотой засверкал ее купол. Колокола на звоницу безвозмездно отлили на Днепродзержинском металлургическом комбинате.
Потянулись в монастырь паломники поклониться святому месту, помолиться у чудотворной иконы Божией Матери,именуемой  „Троеручница”. Церковное Предание рассказывает, что преподобный Иоанн Дамаскин был оклеветан перед перед калифом Дамаска и обвинен в воровстве. По восточному обычаю, разгневанный калиф велел отрубить руку святому и повесить ее для всеобщего обозрения. Иоанн долго и слезно молился Богородице, прося помощи. От перенесенных страданий он заснул и во сне увидел Матерь Божию, Которая сказала: „Ты исцелен, трудись же прилежно рукой свой”. Проснувшись, он увидел, что случилось чудо: отрубленная рука срослась. Преподобный заказал сделать серебрянную руку и приделал ее к нижней части иконы Богородицы. Эту икону Иоанн взял с собой монастырь Палестинской пустыни. Памятуя слова, сказанные ему Богородицей, он много трудился и сочинил в честь Ее каноны, тропари и песнопения.
В ХIII веке икона была подарена архиепископу Сербскому Савве и перенесена в Сербию. Когда на эту страну напали турки, монахи, спасая икону, привязали на спину ослу. После долгого путешествия осел привез икону к воротам Афонского монастыря Хиландар. Монахи с благоговением сняли ее со спины животного и поместили с великими почестями в алтаре, но на утро ее нашли на епископской кафедре. Так Божия Матерь „Троеручница” стала Хиландарской Игуменией. Сия икона хранится в Свято-Успенском монастыре и считается чудотворной.
В настоящее время Свято-Успенский монастырь является светильником и опорой христиан Крыма и вновь стал местом паломничества христиан. К сожалению, при реконструкции и строительстве архитектурный стиль был нарушен и монастырь постепенно приобретает современные черты.

 

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU