ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Адрес: Харьковская обл., Змиевской р-н, с. Островерховка.

Настоятель – иерей Федор Миколаенко.


Община образована 17 июня 1993 г. Типового храма пока нет.



История храма из труда архиепископа Филарета (Гумилевского) «Историко-статистическое описание Харьковской епархии»:

«В 21 версте от Харькова. Старожилы говорят, что во время хищнических набегов татар на Украйну, непроходимые леса, служившие верной защитой от варваров, и угодья для житья привлекли на настоящее место обитателей. Острые возвышенности гор, показывающиеся из глубокого оврага, и поныне служащего центром села, дали название поселению. Общее мнение стариков о древности Сстроверховки таково, что она гораздо древнее Мерефы. Это и вероятно потому, что местность Сстроверховки имела много преимуществ для спокойствия жителей пред местностью Мерефы, расположенной на открытом месте. В 1742 г. харьковский протоиерей доносил преосвященному, что вследствие архипа¬стырской грамоты от 6 марта 1742 г. им заложен новый храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Сстроверховке «близ обветшалой церкви» и что островерховцы желают из обветшавшего храма устроить притворы при новом храме, на что ожидают архипастырской воли. Таким образом, первый храм островерховский построен был, по всей вероятности, не позже 1655 г. По местной памяти храм 1742 г. был о трех верхах и довольно большой; марта 6, 1786 г. он сгорел со всею утварью и имуществом так, что остались только метрические книги 1774 г. и четьи минеи за июнь, июль и август, которых на то время, вероятно, не было в храме. Места, где стояли два древних храма Сстроверховки, поныне известны. Кроме недостатка в храме, погибшем от огня, к построению нового и уже каменного храма островерховцы расположились еще особенным случаем. Войсковые обыватели Сстроверховки давно уже вели тяжбу с соседней помещицей, полковницей Бульской, за завладение ею части общественной островерховской земли. Дело уже было решено в пользу Бульской, но общество, собрав посильную плату, с кого 5, 10, 20 р., наняло поверенного и отправило в Сенат хлопотать о деле их. Кончилось тем, что земля им возвра¬щена, и Бульская должна была заплатить им за убытки. Сумма, заплаченная Бульской простиралась, с остаточной от собранной прежде на издержки, до 7000 р. ассигнациями. Сию-то сумму, которая при возвращении крестьянам земли была для них чистая и неожиданная прибыль, крестьяне по совету своих старшин Игнатия Темченка и Ивана Денисенка определили на построение каменной церкви. Кроме 7000 р. поступили значительные пожертвования самих крестьян: Темченка, Денисенка и Ивана Богула, так что храм, заложенный в 1787 г., в следующем 1788 г. окончен и освящен. Постройка обошлась в 20 тыс. р.
В 1806 г. деревянная крыша храма заменена железной, что обошлось, как записано священником Терентием Синицким, «для ведома в роды последние», в 1494 р. ассигнациями.
В числе благотворителей храма замечатель¬ны: а) отставной полковник Михаил Степанович Темченко, внук старателя об устройстве церкви, казака Темченки, сделал пожертвований на 800 р. ассигнациями; б) коллежский регистратор Максим Иванович Горбанов — вещей и поделок церковных сделал на 1000 р. ассигнациями. Побуждением к пожертвованиям было чувство благодарности к Богу, который дал силы и способы заслужить чины и нажить состояние не скудное, тогда как предки были простые казаки.
При устройстве каменной церкви большое влияние на прихожан имел священник Терентий Синицкий, он же и Попов. Окончив курс богословских наук в коллегиуме, он поступил на священническое место в Островерховку в 1787 г. и служил при Покровской церкви 38 лет, умер в 1825 г. на 70 -м году от роду. Время служения его при церкви называется «лучшим временем».
В 1719 г. при нападении запорожцев на Валки двое из казаков села Островерховки были убиты, а трое сильно ранены, так что не было надежды на их выздоровление. Впрочем, как в этот, так и в другие годы, Островерховку спасали от огня и меча татар и запорожцев ее скалы.
Из бедствий природы памятны прихожанам следующие:
1.    Неурожай в 1789 г. и от того дороговизна хлеба: в Островерховке платили за четверть ржи 8 и 9 р. ассигнациями. В 1833-м и начале 1834 г. дороговизна хлеба возрастала до 34 р. ассигнациями. В 1848 г. от засухи опять был большой недостаток в хлебе. Но благодетельное правительство еще прежде устроило запасные магазины и тем не только спасло крестьян от голода, но и держало в довольно умеренных ценах хлеб.
2.    От холеры было умерших: в 1831 г. — 12 человек, в 1848 г. — 53 человека.
3.    Бедственный 1848 г. известен не одной холерой. Падеж домашнего скота, какого никто не помнит, многих и зажиточных хозяев сделал бедными, лишив рабочего скота. Падеж скота произошел от предшествовавшей страшной засухи, ранней и продолжительной зимы, в продолжение коей не было чем кормить его. За копну сена, которому в другое время цена 50 к., платили по 14 и 16 р. ассигнациями и не могли еще достать. Впрочем, часть беды зависела от самих хозяев: черкасы на ту пору забыли старую свою пословицу: «У дурня до Юрья, а у разумнаго до Ни колы достане» запаса. У иных было сено, но они продали его зимою, ожидая ранней весны.
При островерховском Покровском храме было прихожан в 1730 г. — 358 душ муж. и 335 жен.; в 1750 г. — 418 муж., 380 жен.; в 1770 г. — 527 муж., 513 жен.; в 1790 г. — 765 муж., 747 жен.; в 1810 г. — 856 муж., 873 жен.; в 1830 г. —934 муж., 1059 жен.; в 1850 г. — 881 муж., 970
жен. В архиве консисторском сохранилась метрическая запись родившихся в Островерховском Покровском приходе в 1703 г., потом следуют записи с 1725 г.
На левом берегу реки Уды и на правой стороне дороги из бывшего слободского города Балаклеи в Харьков, на берегу озера Лимана, простирающегося в длину на версту.»


 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU