ХРАМ АРХИСТРАТИГА БОЖЬЕГО МИХАИЛА

Адрес: Харьковская обл., Нововодолажский р-н, с. Ракитное.
Настоятель - Игумен Никодим (Сылко).

Веб-сайт - http://www.rakitnoe.mrezha.ru/


Героизм борьбы за Слобожанский край был неотделим от героизма борьбы за православную веру. Закономерно: везде рядом с крепостями военными возникали крепости духовные — храмы.Первое письменное упоминание о Архангело-Михайловском храме датируется 1712 годом. Вероятней всего, это была деревянная церковь, потому что новое упоминание церкви указывает на ее постройку в 1762 году, которая тоже была деревянной. Вот как описывается церковь в клировых ведомостях за 1804 год "Церковь деревянная. Построена 1762 года. Не совсем крепкая. На месте оной созидается каменная. Престол один Архангела Михаила. Колокольня деревянная, крепкая, на ней колоколов пять: 1-й — 14 пудов и 15 фунтов, 2-й — 2 пуда и 2 фунта, 3-й — 1 пуд и 20 фунтов, 4-й и 5-й по полпуда". (Ф40 оп 110 ед.хр. 1107)

Храм Архангела Михаила до ремонта в 1895 годуВ 1805 году на средства полковника Михаила Матвеевича Куликовского была построена новая церковь, каменная, освящена 8 ноября (по старому стилю) преосвященным Христофором (Сулима) Епископом Слободско-Украинским и Харьковским. Новая постройка — настоящее чудо архитектуры. Внешне храм круглый с двумя выступающими со стороны паперти и алтаря портиками. Первый портик — с выступом, второй — плотнее примыкает своими колоннами к телу здания. Венчает его купол на барабане с прорезанными в нем окнами. Григорий Лукомский писал: "Церковь связана с домом в одно архитектурное целое. Композиция ее очень благородна и красива". Храм был очень богато убран. Интерьер украшали: решетка аналоя в стиле ампир, большое серебряное паникадило, маленькое паникадило в стиле Елизаветинского барокко, местные иконы в старинных резных рамах (очевидно местных школ), лик Спасителя, типа Гвидо Рени, в серебряном окладе. Иконостас был синий с золотыми полосами (позже весь позолочен). Вместо иконы "Тайная вечеря" была звезда, вместо "Голгофы" — "Господь Саваоф". Позднее эти иконы были замены другими. Надо отметить, что внутри церкви были захоронены ряд лиц из рода Куликовских и им были поставлены памятники-надгробия.

Еще грациознее была возведенная подле храма в 1827 году двухъярусная каменная колокольня. Первый ее ярус окружали колонны, второй — украшали плоские пилястры. В самом теле колокольни прорезаны ниши, пропорция окна звона – узкая арка. Арка производила впечатление воздушности. На каменной колокольне, как и на старой деревянной, было тоже пять колоколов: 1-й — 46 пудов и 30 фунтов, 2-й — 9 пудов и 31 фунт, 3?й — 4 пуда, 4-й — 1 пуд, 5-й — 30 фунтов. (Ф40 оп 110 ед.хр.117) Новая каменная ограда на месте деревянной была выстроена в 1828 году.

С 1849 до 1895 года храм был трехпрестольный: главный во имя Архистратига Михаила холодный, и два на хорах теплые: с правой стороны в честь Нерукотворенного образа Спасителя и Ахтырской Божией Матери, а с левой – во имя святых мучеников Софии, Климента и Агафангела.(Ф40, оп. 110, ед.хр. 1129, 1138, 1142, 1144а, 1146, 1148, 1787, 1796) В 1895 году, по благословению епископа Амвросия (Ключарова), был произведен ремонт церкви, были убраны хоры, соответственно убрали и два престола на них. Нужно сказать, что наружный вид церкви сильно пострадал в 1895 году, когда ремонтом искажен был профиль карнизов и вследствие этого они получили грубый вид. Пострадали и купола на церкви и колокольне. Прежде были точно сферические, при замене стропил и обрешетки — стали многогранные. Главка на верхнем барабане вместо круглой была сделана наподобие луковицы. Двухтонная окраска храма была заменена сплошною белою. Прежде белые колонны прекрасно выделялись на темно-красном тоне штукатурки стен. Переделка, будто бы вызванная трещинами от сильного давления тяжелых (400-500 пудов) печей отразилась и на внутреннем виде храма: убраны были с благословения епископа Амвросия не только хоры, но и царские врата, которые "по ветхости" были переделаны. Неоднократно производился ремонт церкви и колокольни."В 1878 году возобновлен иконостас с главной церкви, устроен новый пол, и также устроен и новый престол, который освящен 4-го ноября старанием священника, старосты и прихожан" (Ф40 оп. 110 ед.хр. 1787 лист 199). "как церковь так и колокольня … заново в 1896 году оштукатурена и выбелена" (Ф40 оп. 110 ед.хр. 1799 лист 107).

Храм Архангела Михаила после ремонта в 1895 году"В 1900 году был произведен ремонт церкви и колокольни: заново вызлощены кресты и главы, крыши окрашены зеленою краскою. В 1904 году ремонтирован иконостас, окрашен белою краскою и вызлощен. Иконы, находящиеся в иконостасе, написаны вновь. Устроены в иконостасе так же и новые Царские Врата. Пол в святом Алтаре и на солеи сделан вновь. Внутри храма произведена побелка стен и исправлена штукатурка. В 1905 году во святом Алтаре и во всей церкви окрашен пол, все наружныя и внутренния двери, окна, решетки и четыре киота, стены внизу внутри церкви окрашены масляною краскою. Здания церкви и колокольни очень прочныя. Вокруг церкви устроена прочная, каменная ограда, исправлена и выбелена в 1905 году. Для предания земле умерших имеются требуемые законом особо отведенные кладбища, огорожены забором". (Ф40 оп.110 ед.хр. 1826 лист 144)


Возрождение святыни


Бог поругаем не бывает. И никаким дьявольским козням не дано победить силу Начальника Воинства Небесного — Архистратига Михаила. Нет преград, которые не преодолела бы Вера Христова. Слава Богу, в Ракитном, жили еще люди, которые помнили храм во всей красе. Они желали всей душой, чтобы возродился дом Божий, чтобы воссиял и возвеличился, чтобы собирались в нем прихожане, ведь церковь — это не только здание, а, прежде всего, люди.

Начало возрождения храмаВ 1989 году храм обрел своих законных хозяев. Строение было передано общине верующих, старостой которых была Анна Харитоновна Бовтрук. Именно она ездила по властным структурам разного ранга с требованиями возродить в церкви богослужения. Власти передали общине старый дом, в котором начали совершать богослужения. Сначала приезжал священник из Новой Водолаги о. Михаил Матвиенко, потом служили о. Иоанн, о Виталий Головко. 28 августа 1991 года назначили в Ракитное иеромонаха Никодима (Сылко). И вот 13 ноября 1991 года в полуразрушенном храме, от которого остались только стены, была отслужена первая после многих лет забвения Божественная литургия, было положено начало возрождения духовной жизни в селе. А год спустя 19 сентября 1992 года, Ракитное впервые после долгого перерыва отмечало праздник — Воспоминание чуда Архистратига Михаила. Службу служил митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим при большом стечении верующих со всей округи.

Благодаря особой духовной энергии, искренней вере настоятеля храма, о. Никодима, люди стали понимать, что не хлебом единым жив человек. И началось возрождение этой древней святыни. Взялись за возрождение как говорят "всем миром". Ракитному везло на людей, горевших желанием помочь богоугодному делу. Первые богослужения в храмеПомогали жители не только Ракитного, но и Новой Водолаги, Ватутино, Харькова, школьники, студенты местного училища во главе с директором и преподавателями, учителя, солдаты ближайших воинских частей Д-0050 и МВД. Зачастую старушки отдавали на храм последние копейки. Общине были возвращены лишь стены храма. С помощью местного колхоза, председателем которого был Алексей Тимофеевич Бережной, восстановили крышу, выполнили новый иконостас, пол, оконные переплеты. А потом появились у храма помощники — спонсоры. Словно Господь призвал сюда, в Ракитное, людей неравнодушных, щедрых сердцем, богатых душою.

Когда в обновленной Украине стали возрождаться национальные традиции, вырос интерес к украинской культуре, приехала в село из Харькова Екатерина Михайловна Мезенцева. Она организовала в школе детский ансамбль украинской песни и танца. Ездили юные ракитяне с выступлениями по Украине, были даже в Прибалтике. Большая часть денег, заработанных Екатериной Михайловной, была пожертвована на возрождение храма. Также был создан детский хор, разучивающий церковные песнопения.

Трудно переоценить ту помощь, которую оказала в восстановлении храма харьковский предприниматель, а ныне вице-президент Всемирной лиги меценатов Галина Ивановна Подопригора. Случай привел ее в храм в марте 1993 года. Удивил, восхитил храм Галину Ивановну. Она оплатила работу штукатуров, установила за свой счет ограду вокруг церкви, скульптуры ангелов в ограде, положила у входа плитку. На ее средства закупили ковры и другое убранство храма. Церковную утварь покупала сама община. Несколько уникальных икон передал храму ныне покойный настоятель харьковской церкви Озерянской иконы Божией Матери отец Николай Бараненко. Община этого храма в числе первых перечислила значительную сумму на реставрацию ракитянской церкви. Первые богослужения в храме Также большую помощь оказали: Благовещенский кафедральный собор г. Харькова, Иоанно-Усекновенский храм г. Харькова, государственная карантинная служба защиты растений во главе с начальником Ларисой Ивановной Кравченко, АО "АДИС" директор которого Сергей Николаевич Русинов, Новоселовский горнообогатительный комбинат во главе с директором Николаем Владимировичем Оседця.

После открытия храма сделано многое: заменена кровля, выполнены новый иконостас, пол, оконные переплеты, храм оштукатурен снаружи и внутри, расписан алтарь, ограждена территория, приобретена необходимая церковная утварь.

Обновился Свято-Архангело-Михайловский храм, а его купол увенчал позолоченный крест.Строение расположено так, что и первый утренний солнечный луч играет позолотой креста, и последний, вечерний, когда уже все село окутано ночным полумраком, зажигает над миром этот символ. Что тут особенного? Что особенного в том, как люди, подобно пчелам в погожий летний день, несли в свой божественный улей кто сколько смог и восстановили величественный храм? Современный человек на духовном распутье ищет чуда, желая, подобно Фоме неверующему, собственными перстами коснуться ран Христа, увидеть воскресшего Лазаря, получить кусок от пяти хлебов. Это смогло бы развеять его скепсис. А между тем, Бог постоянно и повсеместно являет свою чудесную волю в большом и малом. Достаточно вспомнить о количестве восстановленных и вновь построенных храмов в стране, вовсе пока не процветающей. Это ли не чудо? Вот так случилось и в Ракитном.

Современная жизнь прихода


Преобразился Архангело-Михайловский храм. Конечно, многое утрачено навсегда. И далеко до его благолепия времен Куликовских, но царит в нем молитвенная атмосфера духовности. Ни традиция, прерванная в советское время, ни государственные установления, ни карьерные интересы не ведут сегодня человека в храм. Ведет вера, искреннее стремление к Богу.Отрадно, что сюда постоянно приходят не только люди пожилые, но и зрелые, и молодые. Родители приводят своих детей. Это значит, что в мире, наполненном греховностью, безбожием, ересями, все новые и новые души находят путь к истине, воспринимая блеск креста на куполе Храма как свет некоего "маяка" в темном, неспокойном житейском море.

Храм в Ракитном стал Домом молитвы не только для ракитян. В его общине — жители Харькова и соседних сел. Слова Спасителя: "Да любите друг друга" стали основой взаимоотношений прихожан. Здесь все братья и сестры, одна православная семья. В храме совершается годичный круг богослужений. Всенощное бдение накануне воскресных дней, двунадесятых и великих праздников начинается в летнее время в 15.00, а в зимнее — в 14.00. Божественная Литургия в воскресные и праздничные дни начинается 9.00. Особенно благолепно и торжественно проходят дни празднования престольного праздника 21 ноября, а также день воспоминания Чуда Архистратига Михаила 19 сентября. Совершаются таинства крещения, венчания, исповеди, причащения, отпевание и поминовение усопших, молебны.

Современный человек, в силу исторических обстоятельств, мало знаком со священным Писанием, историей христианства, сутью тех или иных богослужений. В таких условиях наиболее эффективный путь веры — от сердца к сердцу. Но и самый трудный, ибо должно найтись одно, от которого зажгутся верой сотни сердец. Отец Никодим, несмотря на большую занятость: службы, требы, участие в работе исполкома сельского совета и многие другие пасторские заботы, никогда не откажет в беседе, посетит больного на дому. Глядя на его служение Господу и людям, немало молодых прихожан избрали священнический путь. Своим наставником считают игумена Никодима бывшие прихожане, а ныне священнослужители: иеромонах Нестор (Петренко), иеромонах Глеб (Свидло), иеродиакон Андрей (Пашко), иерей Константин Селензнев, протоиерей Вадим Галкович, иерей Вячеслав Коваль. Настоятель не обходит стороной местную общеобразовательную школу, аграрный лицей, часто встречается с военнослужащими.

Новая жизнь храма Архангела Михаила

Предмет особой гордости прихода — воскресная школа, в которой преподают педагоги Любовь Горбань и Валентина Ярошенко. Ее воспитанники Лариса Маловичко, Валентин Полупан, Игорь, Виталий и Роман Горбань, Дима Нестеренко, Борис Пелих, Светлана Устименко, Кириена и Богдан Авжабаровы и другие в свободную минуту спешат в храм. Пример им подают старшие. Молитвенное настроение помогает создавать хор, состоящий из Клавдии Молдован, Галины Донец, Ирины Нестеренко, Ирины Авжабаровой, Светланы Долгих, Татьяны Маловичко, Мелании Николаевой, Валентины Ткаченко, Наталии Горбуновой, Наталии Ходаковой, Валерия Ткаченко и Нины Белобровой.

Архистратиг Михаил чудесным образом спас от затопления христианский храм в городе Хонех. "Чудо, явленное в Ракитном". Так говорят все, кто знаком с историей строительства, полувекового забвения и возрождения Свято-Архангело-Михайловского храма. Храм возродился в красоте и благолепии, стал душой и гордостью села, а вместе с ним с молитвой и покаянием возрождаются наши души.


Святыни храма


Главные святыни храма — икона Божией Матери Озерянская, мощевик с частицами мощей сщмч. Владимира митрополита Киевского, прп. Иосифа многоболезненного, прп. Геронтия канонарха, прп. Сильвестра чудотворца, прп. Агапита врача безмездного, св. мучеников Вифлеемских, прп. Саввы Сторожевского, св. мчк. Вифлеемских младенцев, прп. Лаврентия Черниговского, свт. Иоасафа Белгородского, свт. Феодосия Черниговского, прп. Вениамина затворника, прп. Нифонта еп. Новгородского, прп. Никодима просфорника, свт. Николая чудотворца Мир Ликийского, прп. Георгия Хозевита, прп. Кукши Одесского, прп. Соломонии-Софии Суздальской, прп. Иова Почаевского, исп. Романа новомученика, прп. Иллариона Схимника, прп. Феодора князя Острожского, прп. Николы Святоши князя Черниговского, прп. Дамиана Целебника, прп. Климента Зверинецкого, прп. Максима Грека, св.бл.кн. Константина Муромского, прп. Петра Муромского, прп. Анатолия Оптинского (мл.), иеросхмон. Иосифа Оптинского, прп. Моисея чудотворца, прп. Арсения трудолюбивого, прп. Игнатия Архимандрита, прп. Макария Печерского, прав. Иоанна Кормянского, прп. Феофила Киево-Печерского, прп. Макария Калязинского, свт. Иоанна Суздальского, прмц. Елисаветы Феодоровны, иеросхмон. Льва Оптинского, прп. Феодосия архиеп. Новгородского, прп. Авраамия трудолюбивого, сщмч. Кукши, прп. Пимена постника, св. муч. Трифона, прп. Шио Мгвимского, прп. Отцов г. Синай, свт. Игнатия Брянчанинова, ап. Варнавы, прп. Исаакия Оптинского.

Есть в храме икона Божией Матери "Троеручица", написанная в исконно украинском стиле, икона Божией Матери "Игуменья горы Афонской", отреставрированная студентом Харьковской академии искусств Вячеславом Шуликой, "Голгофа", написанная художником Владимиром Мартыненко, много старинных икон, принесенных прихожанами. Единственную икону из тех давних времен хранила у себя в г. Южном инокиня Нектария. Изображение Архистратига Михаила матушка передала возрождающемуся храму. Но в 1996 году случилась трагедия. В храм забрались воры, и не стало этой святыни.

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU