ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Адрес: Черниговская обл., г. Новгород-Северский.

Настоятель - протоиерей Петр  Бабяк.
 
Выдающееся произведение плотничьего искусства черниговской школы деревянной народной архитектуры XVIII в. Первый храм в честь Св. Николая был возведён в 1086 г. на холме над дорогой, на котором в дохристианские времена стоял языческий идол. После монгольского нашествия церковь была восстановлена только в 1720 г. Церковь крестовая в плане, одноглавая, пятисрубная. Пирамидальная форма органически завершает силуэт холма.

Необходимо обогнуть выступ горы и спуститься на нижнюю террасу большого холма, чтобы увидеть выдающееся произведение украинского деревянного зодчества - церковь Николая, построенную в 1760 году на месте древней каменной церкви 1086 года (илл.65). Это место в документах всегда именуется заградьем или предгородьем. Как о том повествуют легенды, в древности на этом холме находился идол древнеславянского божества; после принятия христианства здесь был построен храм Николая, покровителя мореплавателей и торговцев.
Идя от Успенского собора к Николаевской церкви, прежде всего увидим "зачарованную" Десну, образующую в этом месте плавный поворот. У крутых обрывистых берегов изгибается сверкающая голубая лента реки, вдали четко вырисовывается многоярусный барочный верх Николаевского храма. Но постепенно дорога опускается к подножию холма, и храм совсем скрывают высокие деревья. С западной стороны церковь виднеется в сильном ракурсе. Ее широкие боковые помещения как бы "распластываются" по холму, чтобы затем в косых линиях кровель плавно подняться к центральному восьмигранному верху и динамично взлететь в причудливых линиях заломов.
Выше уже отмечалась характерная особенность украинских деревянных храмов - высотное раскрытие внутреннего пространства. В Николаевской церкви верх имеет два залома и завершен маковкой с фонариком. Обшивка сруба вертикальными досками усиливает иллюзию движения масс, придает храму легкость и изящество. Тонкая и разнообразная по мотивам резьба карнизов, фронтончиков и наличников окон выглядит ажурной, подобно затейливой мережке на украинских холщовых рубахах. Храм поражает безукоризненной композицией масс, каким-то особым органическим слиянием с окружающей средой. Он является частицей пейзажа, неотъемлемой частью холма, из которого будто вырастает. В нем как бы воплощена жизненная энергия и сила земли, которая поднимается, тянется ввысь, трепеща и колеблясь в мягких, таких живых и пластичных линиях заломов и венчания верха.
В Николаевскую церковь ведут три оригинальные двери со срезанными углами - образец, излюбленный на Украине. Подобные двери применяли всюду - и в храмах, и в хатах, и в коморах, и в мельницах, и в иконостасах. Боковые помещения церкви невысоки и очень масштабны по отношению к человеку. Их плоские потолки, подобно хатам, имеют "сволоки" - главные потолочные балки, покрытые затейливой резьбой (илл.66). Боковые срубы открываются в храм фигурными арками; в них мало света, все тонет в мягкой полумгле. Но зато в центральное помещение свет льется из многочисленных окон, расположенных во всех трех ярусах восьмерика. Ввиду такого светового контраста центральная "баня" кажется особенно ярко освещенной.
Главной частью интерьера является средний высокий, открытый до самого зенита "верх", к восточной стене которого приставлен иконостас. Эта стена значительно выше, чем противоположная ей западная, а восточные и западные паруса, образующие переход к восьмерику, находятся в разных уровнях. Поэтому "баня" имеет несимметричную форму. Иконостас как бы создает "тягу" и тем "деформирует" пространство. Любопытно, что фигурная арка, находящаяся прямо против иконостаса, обладает симметричным относительно центральной оси фигурным вырезом. В то же время вырезы боковых арок, ввиду их расположения под прямым углом к иконостасу и как бы смещения "притяжением" иконостаса, не симметричны. Их рисунок обусловлен положением парусов на неодинаковой высоте на северной и южной стенах центральной "бани". Начинаясь низко у западных парусов, вырезы затем поднимаются в направлении иконостаса, к высоко поднятым восточным парусам. Стремительный взлет граней центрального восьмерика, его изгибы в заломах усиливают энергию движения, как бы преодолевшего мертвую инертную материальную массу боковых помещений.

 


Mail.ru Rambler's Top100 logoSlovo.RU